Рославльская панорама

Главная страница
Галереи
Воспоминания

 

Т. Сидорова. "Хлеб для диктатуры пролетариата уездного города Рославля".


О чем историк умолчал стыдливо,

Минувшее не вычерпав до дна, ~

О том на полках строгого архива

Помалкивая, помнят письмена.
В. Шефнер.


Ни одно серьезное исследование по истории края невозможно без внимательного и скрупулезного изучения не только специаль­ной литературы, в том числе и периодической, но и ряда неопуб­ликованных источников. К таковым, в первую очередь, относятся подборки документов, хранящихся в архивах различных уровней и представляющие собой порой уникальные собрания свидетельств «давно минувших дней».
Не является исключением и наш архивный отдел администра­ции муниципального образования «Рославльский район», который обладает интереснейшими документальными памятниками, харак­теризующими бурные события минувшего XX века. Ведь совре­менному читателю, как, впрочем, зачастую и вдумчивому иссле­дователю-историку бывает трудно представить, на первый взгляд, незначительные, мелкие детали того или иного периода. Порой за перечнем дат и статистических выкладок утрачивается аромат прошлого - дух и характер времени, колорит эпохи. Все это в значительной мере восполняют разнообразные документы: мему­ары старожилов, очевидцев и участников событий, архивные справ­ки, деловая и личная переписка и иные бумаги.
Итак, обратимся к далеким постреволюционным годам, после­довавшим за Октябрьским переворотом и братоубийственной Граж­данской войной. Экономический кризис, включавший энергетичес­кий коллапс и хозяйственную разруху, холод и голод, не обошел


стороной и наш маленький тихий, утопавший в яблоневых садах Рославль на юге Смоленщины.
В начале 20-х годов в центральной части города еще стоял роскошный по провинциальным меркам Благовещенский собор,построенный в конце XVIII в.



Празднование 5-й годовщины Красной Армии. Выступает Секретарь Рославлъского Укома ВКП(б) В.В. Вашкевич. 1923 г.
Празднование 5-й годовщины Красной Армии. Выступает Секретарь Рославлъского Укома ВКП(б) В.В. Вашкевич. 1923 г.


Это силуэт его колокольни и купо­лов виден на заднем плане редкой фотографии «Празднование 5-й годовщины Красной Армии в Рославле. Февраль 1923 г.». На лю­бительском снимке из фондов Рославльского историко-художе-ственного музея увековечен секретарь местного Укома РКП(б) В.В. Вашкевич, произносящий с подножки автомобиля пламенную речь на митинге в честь этого выдающегося события.
Неординарная личность руководителя партийной организации Рославля и уезда заслуживает того, чтобы остановиться на от­дельных фактах его бурной биографии, столь характерных для периода смут и потрясений. Пожалуй, только на мутной револю­ционной волне могли появиться подобные ему общественные дея­тели. Сын сапожника из Минска Василий Вашкевич вступил в партию большевиков за полгода до Октябрьского переворота. Че­ловек этот был явно непрост и по-своему активен и авторитетен,

о чем говорит его членство в городской думе Минска в 1917 г. в составе немногочисленной фракции большевиков. Свою предан­ность идеям революции он подтвердил, в том числе, и тем, что в течение 1918 г. дважды участвовал в разгроме городских дум гу­бернских городов - вначале в родном Минске, а потом в Смоленс­ке. В 1919-1921 гг. был председателем Смоленского Совета. С 1921 г. по 1923 г. избирался секретарем Рославльского Укома. В этот пе­риод он вместе с военным комиссаром города А.К. Копьевым в качестве делегата X съезда РКП(б), проходившего в Петрограде в марте 1921 г., был среди тех, кто под руководством Л. Троцкого и М. Тухачевского подавлял так называемый «Кронштадский мятеж».
Именно В.В. Вашкевич подписывал грозные приказы и распо­ряжения о продналоге и хлебозаготовках в уезде, датированные началом 20-х годов. В этот сумбурный исторический период в нашем крае, как и во всей разоренной Гражданской войной Рос­сии, крайне остро стояли проблемы изъятия у крестьян продук­тов их труда в виде продналога и примитивного обмена сельско­хозяйственной продукции на промышленные товары.
В рославльском архиве хранятся редкие документы, которые ярко иллюстрируют именно эту тему. Различные справки, удосто­верения, донесения и просто деловая переписка составляют фонд Рославльского отделения Брянской губконторы «Хлебопродукт» за 1922 г.
Сохраняя канцелярский стиль и беспомощную орфографию и синтаксис оригинала, приведем для начала текст удостоверения, выданного 25 августа 1922 г. и неразборчиво подписанного, возможно, предыдущим уполномоченным Рославльского транзитно-заготови-тельного пункта. «Настоящим удостоверяю, что предъявитель сего тов. С.А. Хесин является заведывающим заготовительным пунктом Рославльского района при Уполномоченном АО "Хлебо­продукт" Брянской Губконторы.
Названный тов. С.А. Хесин уполномочивается мною на право получения и отправки разных грузов поступающих и отправ­ляющих вышеуказанным пунктам, что подписью и приложени­ем печати Губконторы "Хлебопродукт" удостоверяется" .»1
Небезынтересно ознакомиться с докладом самого Хесина <Рославльский рынок и его экономическое положение»2. Из этой имп­ровизированной аналитической записки следует, что к Рославлю, насчитывавшему до 40 тысяч жителей, прилегали 28 волостей с такими торговыми селами и станциями как Рогнедино, Стодоли-ще, Сещинская и др. Правда, некоторое недоумение вызывает чис­ло, характеризующее жителей города. Если судить по официальным источникам, то в начале XX в. (в 1904 г.) в Рославле прожива­ло 2391 б человек11 а на 1 января 1926 г. эта цифра составляла 24880 человек4.
Главным нервом» рославльского рынка уполномоченный счи­тал ряд небольших городов Гомельской губернии, числившихся в то время как местечки — Климовичи, Чериков, Хотимск, Шумячи. О них мы узнаем, что они «хотя и имеют в соседстве железные дороги, но еще не пригодны для транспорта и, следовательно, везут свои (товары) на продажу в город Рославль и тут же делают свои обмены на необходимые им предметы-".
Из Гомельской губернии в первой половине 1922 г. в наш го­род завозились ежемесячно до 20 тысяч пудов хлеба, до 3 тысяч пудов гречневой крупы. Кричев славился своими заготовками су­шеных грибов. Кроме того, Климовичи и Кричев снабжали Рос-лавль большим количеством меда. Среди непродовольственных товаров, ввозимых в Рославль, отмечены, по преимуществу, пень­ка, лен, щетина, воск, невыделанные кожи и льняное семя.
С.А. Хесин констатирует: «Потребность для вышеуказанных городов, которые закупают свои товары только в городе Рослав­ле следующие: табак, махорка в большом ходу, "Кременчугский № 8", спички, мыло, соль, железо шинное, немного кровельного, гвозди, ... сельди астраханские, но не норвежские, ... масло под­солнечное, ... галантерейный товар только крестьянский (осо­бенность нитки "Якорь", мануфактура главная крестьянская -ситцы ярких рисунков)».
Даже этот фрагментарный перечень дает довольно объектив­ное представление о состоянии экономики и сфере торговых инте­ресов жителей южных уездов Смоленщины и граничащих с ним белорусских населенных пунктов. Большая часть перечисленных выше вещей не изготавливалась в Рославле, а, в свою очередь, завозилась сюда из других губерний. Таким образом, в начале 20-х годов наш город оказался одним из оживленных центров бой­кого товарообмена.
В докладе отдельно отмечен повышенный спрос местного на­селения и приезжающих покупателей на «чугун и прочее литье», а также на овчины и крестьянские полушубки. Это вполне понят­но с практической точки зрения: намерзшиеся и наголодавшиеся за военное лихолетье люди стремились потеплей одеться и обес­печить свои хозяйства дефицитной по тем временам продукцией металлургии.
Небезынтересно ознакомиться с эквивалентом натурального обмена в нашем регионе. В июле 1922 г. он был установлен с учетом цен местного рынка по распоряжению все того же уполномо­ченного «Хлебопродукта» С. Хесина в следующем соотношении: за 1 пуд табака предлагалось 6 пудов ржи, за 1 ящик спичек (1000 коробок) - 3-3,5 пуда ржи, за 1 пуд воблы - 2-3 пуда ржи либо 8-10 млн. рублей.5 Таким образом, более устойчивой валютой на рославльском рынке оказались не деньги, а зерно и хлеб, за кото­рые можно было приобрести самые разнообразные товары. Ведь денежная реформа, санкционированная В.И. Лениным в рамках НЭПа, только набирала обороты, темпы инфляции были очень высокими, обвальное обесценивание рубля происходило ежеднев­но на глазах у обнищавшего населения.
Местным властям во главе с небезызвестным секретарем Укома В.В. Вашкевичем было о чем призадуматься. Недовольство рабочих Рославльских железнодорожных мастерских тяжелым мате­риальным положением семей, низкой заработной платой, нехват­кой продуктов и высокими ценами на товары первой необходимо­сти неоднократно отмечалось осведомителями грозной ЧК. В дру­гих донесениях сообщалось о том, что крестьяне возмущены дефи­цитом промтоваров и конфискацией церковных ценностей.6
В этой связи приведем фрагмент мемуаров одного из старей­ших рославльчан, ныне проживающего в Москве, Заслуженного юриста РСФСР Э.К. Саулевича. В далекие 20-е годы прошлого сто­летия он глазами ребенка наблюдал последствия экономической разрухи и вместе с взрослыми делил все тяготы скудного быта. «Многие семьи рославльских горожан страдали от голода, как и наша семья. Особенно железнодорожники. Горожане совершали рейды по окрестным деревням в поисках продуктов питания в обмен на сохранившиеся вещи и ценности»7.
Если рядовые рославльчане вели товарный обмен с крестьянами, предлагая им вещи и украшения, сохранившиеся с дорево­люционных времен, то представители государственных посреднических структур на заре НЭПа осуществляли бартер для села в виде стекла, спичек, табака и др. И потому уполномоченный в Рославле товарищ С.А. Хесин получал из головной конторы в Брян­ске послания следующего содержания: «22 октября 1922 г. .. .Стекло оптом 90 пудов хлеба ящик или в розницу 1 пуд ржи за лист стекла. Спички оптом 18 млн., в розницу 20 млн. руб. ящик в 1000 коробок... »3.
Как следует из всей дальнейшей истории, только жестокие политические репрессии, массовое раскулачивание крестьянства и коллективизация позволили властям обуздать недовольство и протест гражданского населения и проводить в жизнь любые непопулярные в народе решения партийных съездов. Одной из сту­пенек этой «лестницы, ведущей вниз» был и тот самый товарный обмен, эпизодам которого посвящена данная статья, обеспечивший хлеб для диктатуры пролетариата и последующей индустриали­зации.



Литература

    • Архивный отдел администрации муниципального образова­ния «Рославльский район». Ф. 328. On. 1. Д. 2. Л. 9.
    • Там же. Л. 3.
    • Административно-территориальное деление Смоленской области. Справочник. - Смоленск, 1993. - С. 126.
    • Вся Западная область РСФСР. - Смоленск: Изд-во «Транс­формация», 1932.
    • Архивный отдел... Там же. Л. 2.
    • Фэйнсод М. Смоленск под властью Советов. - Смоленск: Изд-во «Траст-Имаком», 1995. - С. 60-61.
    • Саулевич Э.К. Глазами детства. Неопубликованные воспо­минания. 2002. Документальный архив Рославльского историко-художественного музея, л.а., п. 77, с. 8.
    • Архивный отдел... Там же. Л. 48.

    Опубликовано в краеведческом альманахе "Ростиславль" №2(3) в 2005 году.


     


     

     

Сайт создан в системе uCoz