Рославльская панорама

Главная страница
Галереи
Воспоминания

 

Н.Корнеенко: РОДИНА ТАЛАНТОВ.



Имена многих уроженцев рославльской земли стали неотъемлемой частью русской, а иногда и не только рус­ской культуры. В первую очередь это относится к таким признанным корифеям, как С. Коненков и М. Микешин, крупнейшим скульпторам своего времени. Их жизни, творчеству и связям с родной землей посвящены отдель­ные главы книги, так же, как и таким нашим землякам, как академик живописи А. Рокачевский, династия худож­ников Полозовых, писатель-фантаст Айзек Азимов.
Но имеются и еще имена, связанные с рославльской землей, которые необходимо отметить в данной книге, так как в копилку славы родного края они тоже внесли лепту.
Современником Микешина и Рокачевского был ху­дожник, уроженец нашего города Валериан Степанович Крюков. К сожалению, сведений о нем сохранилось не очень много, однако единственная картина, имеющаяся в собрании Рославльского музея «Портрет Е. И. Полозо­вой» говорит о том, что живописец он был довольно ин­тересный. Родился он в 1838 году в мещанской семье. С 1854 по 1869 год был вольноприходящим учеником Академии художеств, за годы учебы получил несколько серебряных медалей, а в 1867 году за композицию «Смерть Олега» был награжден золотой академической медалью. В 1869 году он закончил Академию со званием классного художника 2-й степени, а в 1880 году за портрет Н. Мель­никова получил звание классного художника 1-й степени.

 

С 1860 года принимал участие в академических выставках, показывал портреты и иллюстрации к произве дениям русских писателей и поэтов, а также рисунки на библейские сюжеты. Писал иконы, делал росписи храмов.
Наиболее известные работы В. Крюкова — портреты Печковской, археолога Ботта, а также серия рисунков «Картины для наглядного преподавания священной ис­тории Ветхого и Нового Завета» и «Картины для началь­ного курса Закона Божия», хранящиеся в отделе эстам­пов Ленинградской Публичной библиотеки им. Салтыко­ва-Щедрина.
К сожалению, дальнейшая судьба Крюкова неизвест­на, неизвестна даже дата его смерти. О Крюкове, как о человеке, сохранилась память на страницах книги изве­стного народовольца И. Попова «Минувшее и пережитое. Из воспоминаний».
В годы учебы Попов был дружен с племянником Крю­кова, неоднократно бывал у него в доме и даже служил художнику моделью для нескольких работ. Среди людей, бывавших в доме Крюкова и бывших с хозяином в дру­жеских отношениях, мемуарист упоминает М. Микешина, И. Шишкина, И. Крамского, В. Верещагина.
Как уже упоминалось, в Рославльском городском му­зее имеется всего одна работа земляка. Хотя очень может быть, что имеем и еще одну большую работу Крюкова в городе. Некоторые рославльские старожилы со слов сво­их предков говорили, что росписи в Казанско-Пятницкой церкви (здание выставочного зала) выполнял уроженец Рославля, закончивший Академию художеств. Если это действительно так, то наиболее вероятный автор этих рос­писей — Крюков, так как он специализировался на работах такого рода. Будем надеяться, что авторство Крюкова будет установлено, росписи отреставрированы, и рославльчане смогут по достоинству оценить работу художника-земляка.
В последующие годы еще несколько рославльчан учи­лись в Академии художеств и в других художественных учебных заведениях. Традиция эта объяснялась, по-види­мому, не только наличием талантов, но и в не меньшей степени громкой славой творца монумента «Тысячелетию России», имя которого в Рославле было окружено леген­дами. Коненков, например, уже когда был всемирно из­вестным мастером, неоднократно повторял, что именно Микешин вдохновил его выбрать поприще скульптора. Очень может быть, что и другой большой скульптор XX ве­ка В. И. Мухина посвятила свою жизнь ваянию не без оглядки на Микешина.
Формально Веру Мухину, автора легендарной скуль­птуры «Рабочий и колхозница», покорившей Париж на Всемирной выставке в 1937 году, считать нашей земляч­кой нельзя. Местом ее рождения значится Рига, да и не жила она никогда в Рославле. Но корнями она отсюда. Дед ее Кузьма Игнатьевич Мухин был богатейшим рославльским купцом. Скупая на Смоленщине и в соседних белорусских губерниях хлеб, лен и пеньку, он баржами отправлял их по Северной Двине в Ригу, откуда продавал за границу. В Риге он владел землей, домами, складами, амбарами. Однако известен был не только как удачли­вый, оборотистый хозяин, но и как человек, много сде­лавший для города, за что носил звание «Почетный граж­данин города Рославля».
На его землях и в значительной степени на его сред­ства была построена в городе мужская прогимназия, ны­не сельскохозяйственный колледж, вторая городская гим­назия (школа № 1), низшая ремесленная школа, носив­шая имя Мухиных. Жертвовал он деньги и на здравоохра­нение в городе. И, по воспоминаниям самой Веры Иг­натьевны, на вопрос, на кого дед хотел бы походить, он отвечал: «На Козимо Медичи».
Отец Веры — Игнатий Мухин был также коренным рославльчанином. Отличался большой талантливостью в самых различных областях. Имел склонность к технике и изобретательству, даже получил в 1900 году на Все­мирной выставке в Париже золотую медаль за какое-то изобретение в области маслобойного производства. Был он также художником-любителем, неплохо копировал морские пейзажи Айвазовского. Однако коммерческого дара у Игнатия Кузьмича не было, и в конце концов он привел дела торгового дома Мухиных к расстройству. Женат он был на Надежде Вильгельмовне, дочери апте­карского помощника Вильгельма Карловича Мюге, «Рославльсковольной аптеки», потомка врача наполеоновской армии, оставшегося, как гласят семейные предания Му­хиных, на Смоленщине в 1812 году. Надежда Вильгель- мовна умерла в 1891 году в 30-летнем возрасте в Ницце от чахотки, оставив двух дочерей Веру и Марию. Отец, очень боявшийся, что девочки унаследуют болезнь ма­тери, увез их в Крым. Затем, после смерти отца (Вере было тогда 14 лет), сестер взяли под свою опеку родст­венники, и ее жизнь непосредственно с Рославлем уже не была связана. Однако судьбы Мухиных и города, где до сих пор стоят здания, ими построенные, где на местном кладбище покоится прах не одного поколения этой слав­ной династии, переплелись между собой настолько, что связь эту уже не разорвать. И сама Вера Игнатьевна и сын ее В. А. Замков считают Рославль своим родовым гнездом, а мы с полным основанием можем гордиться такой замечательной землячкой.
Еще об одном уроженце нашего города, получившем образование художника, стоит сказать несколько слов. Захарий Алексеевич Рокачевский родился в 1861 году. С 1874 по 1878 годы обучался в Рославльском железно­дорожном училище, был в числе специалистов первого выпуска этого старейшего в Рославле учебного заведе­ния. Затем Рокачевский некоторое время работал техни­ком при главных мастерских Орловско-Витебской железной дороги, занимаясь съемкой с натуры и черчением паровозов, вагонов, машин, составлял рабочие чертежи и проектировал детали. С 1887 года руководил работой учеников того училища, которое сам закончил. Затем по­печитель училища Н. А. Гернгрос направил его на свои средства учиться в Академию художеств в Петербург. Готовил его к поступлению академик А. Е. Рокачевский, брат его отца.
В 1895 г. закончив Академию в звании классного художника 3-й степени, 3. Рокачевский поселился в Томске, где стал работать в Управлении по строительству Средне- Сибирской железной дороги чертежником. В 1897—1898 гг. по поручению Управления исполнил для Парижской вы­ставки 1900 года несколько видов строящейся магистра­ли. Принимал участие в Томской художественной выстав­ке. С 1900 г. и до выхода на пенсию в 1923 г. преподавал в Томском технологическом институте, но не прекращал при этом занятий живописью.
В коллекции Рославльского музея имеются работы этого живописца, часть из них включена в экспозицию, посвященную землякам-художникам. Они свидетельству­ют о неплохой технике и лирическом даровании худож­ника.
В 30-е годы стало широко известным и популярным в нашей стране имя еще одного нашего земляка — Федора Саввича Шурпина. Родился он в Рославльском уезде в д. Кирякинка в 1904 г. Учился в Рославльском высшем начальном училище. По путевке Рославльского горкома комсомола Шурпин был направлен на учебу во ВХУТЕ-
ИН, который он закончил в самом начале 30-х годов. Пер­вую известность ему принесла картина «Краснознамен- ка» (1933 г.). Шурпин много работал в портретном жанре и в тематической картине, уделяя особое внимание кре­стьянской тематике, но писал и неплохие пейзажи. Самые известные его работы «Год 1919», «Память народная», а также полотно, за которое он был удостоен Государст­венной премии — «Утро нашей Родины» (1949 г.). В 1954 го­ду Ф. С. Шурпину было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
В 1966 году в Рославльском музее была открыта боль­шая персональная выставка Шурпина, на открытие ко­торой приезжал сам Федор Саввич. А в 1968 году он по­дарил более 50 своих работ поселку Шумячи, где теперь работает галерея работ этого хорошего художника, на­шего земляка.
Но не только в области изобразительного искусства достигли наши земляки известности и славы. Не чужда им была и музыка. На сцене Большого театра долгое время пел прекрасный баритон М. В. Сказин, с рос­лавльской земли родом и другой замечательный певец и преподаватель Ленинградской консерватории Е. Г. Оль­ховский. В Рославле начинался путь в музыку известного белорусского композитора Е. Глебова.
А кому неизвестны имена таких наших земляков, как один из тончайших лириков, поэт Н. Рыленков или ли­тературовед, академик М. Б. Храпченко. Объем книги не позволяет подробно рассказать обо всех. Поэтому тех, кто заинтересуется вкладом уроженцев рославльской земли в отечественную литературу, можно адресовать к книге И. Трофимова «Писатели Смоленщины», в которой о каждом из наших земляков — и о поэте В. Заводчикове, и о прозаиках В. Шурыгине и В. Кудимове (псевдоним М. Богомолова), и о других имеются и биографические справки, и перечень основных произведений, и библио­графические сведения. К сожалению, вне внимания ав­тора остался такой большой писатель, как А. Азимов, его творчеству посвящена отдельная глава данной книги.


Литература


Материалы Академии художеств в ЦГИА, фонд 789.
Попов И. И. Минувшее и пережитое. Из воспоминаний. Изд. Ака­демия, 1933 г.
Суздалев П. К. Вера Игнатьевна Мухина. М., Искусство, 1981 г.
Воронов Н. Рассказ о великом скульпторе. В. Мухина. М., Детская литература, 1991 г.
Иванов О., Оганов Г. Образ эпохи. Жизнь и подвиг Веры Мухиной. Советская культура от 7.10.1986 г.
Документальный фонд 3. Рокачевской в РИХИ.
Парамонов А., Червонная С. Советская живопись. Просвещение, И., 1981 г., стр. 24.
Орлова М. Искусство Советской Белоруссии. Изд-во Академии ху­дожеств СССР. М., 1960.
Коненков С. Мой век. М., 1961 г.
Документы и письма из фонда Полозовых в РИХИ.
Коненков С. Земля и люди. М. Г., 1968 г.
Осокин В. Волшебный резец. (Коненков в Москве). Московский ра­бочий, 1981 г.
Коненков С. Т. Воспоминания современников о скульпторе. Ред. И. Банковского. Сов. художник. М., 1980 г.
Коненков С. Т. Воспоминания, статьи, письма. В 2-х томах. М., Изоб­разительное искусство. 1984—1985 гг.
Бычков Ю. Коненков. Серия ЖЗЛ. М., Молодая гвардия, 1982 г.
Яковлев С. Вещий ваятель. В книге С. Яковлева. Смоляне в искус­стве. Московский рабочий, 1968 г.
Кравченко К. С. Т. Коненков. М., 1962 г.
Глаголь С. С. Коненков. Петроград, 1920 г.
Альбом С. Коненков. Составители Е. Савелова и И. Банковская. Сов. художник, 1978 г.
Уманский А. Памяти Микешина. Исторический вестник, 1897 г., № 2, стр. 624—665.
Гинзбург И. Русская академическая живопись 70—80 гг. Журнал Искусство, № 5 за 1934 г.
Микешин М. Воспоминания художника. Журнал Неман, № 11 за 1969 г.
Альбом. М. О. Микешин. Автор-составитель Савинов А. М., Изоб­разительное искусство, 1971 г.
Альбом Памятник «Тысячелетие России». Автор текста Семанов С. М., Советская Россия, 1974 г.
Эвальд А. В. Воспоминания о М. О. Микешине. Ист. вестник, № 9 за 1897 г.
Семанов С. Памятник «Тысячелетие России» в Новгороде. М., «Зна­ние», 1970 г.
Буклет. Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. Автор-состави­тель Д. Янко. Мистецтво, 1972 г.
Данилевский Г. Сожженная Москва. В книге Г. Данилевский. Ро­маны. Объед. изд-во Кизил Узбекистон, Правда Востока, Узбекистон Сурх. Ташкент, 1964 г.
Яковлев С. М. Творец монументов величия России. В книге С. Яков­лев Смоляне в искусстве. Московский рабочий, 1968 г.
Письма ЦГАВМФ с перечнем основных документов о службе Ми­кешина по морскому ведомству.
Отчеты Императорской Академии художеств.
Документальный фонд А. Рокачевского в РИХМ.
Мир глазами фантастов. Рекомендательный библиографический справочник. М., Книга, 1986 г., стр. 1 14.
Шилейко А. Люди и роботы. В книге А. Азимова. Три закона роботехники. Мир. М., 1979 г.

Максимчук В. Я никогда не забывал, где родился. Край Смолен­ский, №№ 7—8, 1992 г.
Громова А. Раздумья о человеке. В сборнике: Современная зару­бежная фантастика. М. Г., 1964 г.
Брандис Е. Айзек Азимов. Наброски к портрету. В книге А. Ази­мова. Сами боги. Мир, 1976 г.
Азимов А. Избранное. Мир, 1991 г.
Азимов А. Конец Вечности. М., Молодая гвардия, 1966 г.
Араб-Оглы Э. Конец Вечности — роман-предостережение — о книге А. Азимова. Конец Вечности.
Разговоров Н. Блеск и нищета роботов. Сборник: Фантастика, 1965,вып. 2.


Статья опубликована в книге "Рославль" в 1997 г.



 


 

 

Сайт создан в системе uCoz