Рославльская панорама

Главная страница
Галереи
Воспоминания

 

Н. Корнеенко: СЕМЬЯ КУПЦОВ ПОЛОЗОВЫХ

ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ПОЛОЗОВ



Д. Н. Полозов родился в 1875 г. в большой купеческой семье. Сведений о матери художника сохранилось немно­го. Известно, что происходила она из рода Микешиных. Пока не удалось установить, в каких отношениях с семьей знаменитого скульптора была Екатерина Григорьевна, но, судя по косвенным данным, связь между ними была. В семейном архиве Полозовых хранился портрет некоего Семена Полозова, выполненный 14-летним М. О. Мике-шиным. А Коненков в книге воспоминаний «Мой век» вспоминает: «Мне довелось бывать в доме Микешиных на Горынской улице. Сестра Михаила Осиповича охотно по­казывала хранящиеся в доме рисунки брата и расска­зывала о его художнической деятельности. Ввел меня в дом Микешиных мой товарищ Дмитрий Полозов». Так что, судя по всему, между семьями Полозовых и Мике­шиных отношения, вполне вероятно, были родственными.
Куда больше сведений мы имеем об отце художника. Николай Александрович Полозов пользовался большим уважением и авторитетом в городе. С. Коненков, в уже упомянутой книге «Мой век», писал, что среди рославль-чан даже поговорка бытовала, что тот, кто не прошел еще университета Полозова, не может считать себя обра­зованным человеком. Что же такое «Университет Полозо­ва»? Если ответить кратко, то это удивительная челове­ческая любознательность. Но Николай Александрович был не только любознательным, он обладал незаурядным умом, энергией, умением разбираться в людях, был наблюдателен и непоседлив. Со страниц семейного альбома на нас смотрит умный, проницательный человек, начисто лишенный инертности и успокоенности даже в солидном возрасте. И легко можно поверить, что он много/ ездил по свету, исколесил всю Россию, бывал в Японии, вКитае, и даже в далеком экзотическом Сингапуре. И везде на­блюдал, запоминал, учась у всех, с кем встречался. Все, чем он занимался, было на редкость хорошо сделано — и конопляное масло, и мыло, которое он сам варил. Сад, в котором Полозов применял новейшие достижения аг­ротехники, давал лучшие в городе урожаи.     
Высоко ценя знания, Николай Александрович детям своим постарался дать образование. Вкладывал он день­ги и в народное просвещение. По словам Коненкова, им были построены две школы в Климовичском районе. А в фондах музея имеется письмо Рославльской Уездной Земской Управы от 17 мая 1877 года, в котором Управа сообщает Николаю Александровичу, что Рославльский Училищный совет разрешил к открытию женское Учили­ще в деревне Поселках Краснозаборской волости, и Управа просит Н. А. Полозова доставить пожертвованные им «три тысячи рублей на вечные времена для содержа­ния училища и 500 рублей на устройство училищного зда­ния и классной мебели».
Взглядов Полозов придерживался демократических, с устройством современного общества был не согласен. Как вспоминал Коненков, частой темой бесед Николая Алек­сандровича было зло, которое приносят людям деньги и необходимость изменить такое положение вещей, когда деньги правят миром.
Свою страсть к знаниям и демократические взгляды Николай Александрович передал и своим детям. Стар­шая дочь его Ольга (в замужестве Колпинская) окончила в Петербурге Бестужевские курсы, а затем поступила в только что открывшийся женский медицинский институт, вскоре приравненный к медицинскому факультету уни­верситетов. Сохранился снимок, на котором Ольга Нико­лаевна сфотографирована с. группой студентов этого учебного заведения в 1898 г.
В 1904 году, окончив институт, О. Колпинская стала работать врачом-ординатором при повивально-гинекологическом институте, директором которого был виднейший русский врач Дмитрий Оскарович Отт.
В годы первой мировой войны О. Н. Колпинская работала в хирургическом военном лазарете при Смольной больнице. На снимке 1914 года Ольга Николаевна снята во время перевязки раненого. После революции Колпин­ская работала врачом-гинекологом в Ленинграде.
Ольга Николаевна унаследовала демократические взгляда отца. Ее муж инженер Александр Егорович Колпинский заведовал делами в Петербургской конторе книжного издательства Ольги Поповой. Он выпускал пер­вые сборники рассказов молодого Максима Горького. Горький рыл частым гостем в доме Колпинских, где, по словам тЬго же Коненкова, «собиралась революционно настроенная молодежь -*- студенты, курсистки, типо­графские рабочие. Сюда, случалось, заглядывал Горький. Здесь, в квартире Колпинских, я впервые услышал при­зывные слова Горького: «Пусть сильнее грянет буря!».
Долгое время в семье Колпинских хранилась фото­графия, на которой был снят А. Горький, Л. Андреев, Ольга Николаевна и Александр Егорович Колпинские на даче. Снимок погиб во время блокады.
Такой была старшая дочь Н. А. Полозова. Вторая его дочь Мария училась вместе с Ольгой в женском меди­цинском институте. Сведений о ней имеется очень мало, в основном они получены от родственников и докумен­тальных подтверждений не имеют. Известно, что она ра­ботала врачом на одном заводе с М. И. Калининым, впос-ледствие она поддерживала с ним добрые отношения и лечила членов его семьи. Умерла Мария Николаевна в Москве. Врачом стала дочь, Наталья Ивановна Терлецкая. Младшая из сестер Полозовых Нина закончила Бес­тужевские курсы, была преподавателем литературы, так­же как и ее муж Григорий Дьяконов. Была награждена
орденом Ленина.
В фондах музея имеется фотография, сделанная в 1907 го­ду в Рославле. На ней сняты Екатерина Григорьевна, Нина и Мария Полозовы и бывший народоволец Василий Голи­ков. Семейное предание сообщает, что В. Голиков был осужден за попытку покушения на царский поезд по пути на Кавказ. Он отсидел 10 лет в Петропавловской крепо­сти, а затем был сослан в Сибирь. После революции был возвращен из Сибири и взят на поруки семьей Полозовых. Эта фотография, а также несколько групповых снимков из семейного альбома — все, что имеется в музее связан­ного с двумя младшими дочерьми Н. А. Полозова.
Сын Полозовых Сергей, который был одноклассником Коненкова по гимназии, был отправлен отцом в Москву.
В 1902 году он закончил с отличием Московский' университет по медицинскому факультету.                                                               
Женившись на Валентине Сергеевне Нахимовой, пере­ехал на жительство в г. Проскуров (ныне Хмельницкий) Каменец-Подольской губернии. Отец Валентинь/ Серге­евны Сергей Нилович был внуком Николая Степановича Нахимова, родного брата знаменитого адмирала. Как старший сын в семье был хозяином Волочка, имения, куп­ленного Нахимовыми у графа Румянцева в 1740 г. в Сы-чевском уезде Смоленской губернии. Имел юридическое образование, закончил юридический факультет универ­ситета. Жил в Москве, а лето проводил в имении Гречаны Проскуровского уезда. Был знаком с Л. Толстым. У одной из его внучек до сих пор хранится портрет Толстого, по­даренный Сергею Ниловичу. Работал он по борьбе с го­лодом, был членом общества по борьбе с алкоголизмом. В словаре Брокгауза и Эфрона 1898 г. издания, т. 50, стр. 905 помещена его большая статья «Пьянство и борь­ба с ним».
По семейным преданиям Сергей Нилович передал большую сумму Пироговскому обществу российских хи­рургов. Дочь его Валентина получила хорошее домашнее воспитание и образование. Всю жизнь она придержива­лась демократических взглядов. До замужества в Цюрихе сблизилась с русскими революционерами-эмигранта­ми — Верой Засулич, Аксельродом. Была хорошо знако­ма с В. Бонч-Бруевичем. Принимала участие в оказании помощи голодающим, организованной Львом Толстым. В период 1912—1914 гг. организовала колонию для сирот и обездоленных подростков. Умерла В. С. Полозова в Ле­нинграде в возрасте 94 лет.
Сергей Николаевич с 1910 года 27 лет безвыездно жил и работал врачом на Проскуровщине. С момента уста­новления Советской власти на Украине Сергей Полозов стал первым заведующим лечебной частью Проскуров­ского уездного здравотдела. Он же был организатором отделения по болезням глаз, уха, горла и носа при меж­районной больнице. Летом 1936 г. доктор Полозов орга­низовал бригаду по борьбе с трахомой и риносклеромой. Бригада эта обслужила много десятков тысяч больных во всех районах бывшего Проскуровского округа. Работа эта была даже отмечена в «Правде».
Параллельно с основной медицинской работой Сергей Николаевич вел широкую общественную деятельность. До революции — в Земстве, в период первой мировой вой­ны — в земском союзе по организации санитарной служ­бы Северо-Западного фронта.
После революции Сергей Николаевич работал на вы­борных ^должностях в системе здравоохранения. В ночь на 2 февраля 1920 г., когда петлюровцы устроили еврей­ский погром, во время которого было убито около 3000 че­ловек, Полозов вышел на улицу, оказывая "помощь ране­ным и отрозя их в больницу. Многие жители еврейской национальности спасались в эту ночь в доме Полозовых. Все взрослые члены семьи были вооружены для отпора, но авторитет доктора был так велик, что напасть на его дом бандиты так и не решились.
Умер Сергей Николаевич 15 декабря 1937 года от инфаркта, оставив о себе в Проскурове хорошую па­мять.
Было у Николая Александровича Полозова еще два сына — Александр, который заболел еще в молодом воз­расте и окончил жизнь в психиатрической лечебнице, и Николай. Фотография из семейного архива, на которой Александр Николаевич снят в 1902 г. вместе с Сергеем Коненковым — единственное, что имеется в музее от старшего Полозова.
Дело свое Николай Александрович передал сыну Ни­колаю, умершему в 1910 г. Между прочим через него се­мья Полозовых еще раз породнилась с Микешиными. Он был женат на Пелагее Алексеевне Микешиной, дочери то ли двоюродного брата, то ли племянника Михаила Осиповича.
Дмитрий Николаевич Полозов родился 23 января 1875 го­да, окончил четырехклассное городское училище. В 1890 го­ду по окончании этого учебного заведения он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За­нимался довольно успешно. В 1895 году за представлен­ный им на годичный экзамен рисунок с античной гипсовой фигуры был удостоен звания учителя рисования в гим­назиях. В 1897 г. получил малую серебряную медаль за рисунки, о чем свидетельствуют записи в личном деле, фотокопии которых имеются в фондах музея.
В 1899 году Дмитрий Николаевич Полозов закончил Училище. Диплом Училища за № 1318 утверждал его в звании неклассного художника с предоставлением по се­му званию права Потомственного Почетного гражданина.

В том же 1899 году Дмитрий Полозов подает прошение в Совет Высшего художественного Училища npи Ака­демии художеств с просьбой принять его действительным учеником по живописному отделу. Прошение был) удов­летворено. Руководителем мастерской, в которой зани­мался Полозов, был известный художник-передвижник В. Е. Маковский. В Рославльском музее имеется работа, выполненная Дмитрием Николаевичем в годы учебы в Академии художеств «Старики на завалинке». Работа эта имеет многие черты традиционного передвижничского бытового жанра, так что влияние руководителя в годы ученичества на Полозова было довольно заметным.
Кроме занятий в мастерских, Дмитрий Полозов состо­ял слушателем учрежденных при Академии Педагогиче­ских курсов, участвовал в практических занятиях, в том числе давал пробные уроки в апреле 1901 года. Свиде­тельствами 1-го разряда Д. Полозов получил право пре­подавания рисования и чистописания в средних школах. 1902 году Полозов пишет конкурсную работу на соиска­ние звания художника «Деревенская ведьма». Судьба этой картины неизвестна, но сохранился снимок, на котором старуха с ворохом трав. По словам родных Поло­зова — это модель его дипломной работы. Судя по фо­тографии, картина была выполнена в традициях пере­движников и имела целью дать определенный типаж.
Полозов закончил Академию художеств. В Дипломе 3988 от 19 ноября 1902 года сказано, что «бывший ученик Высшего Художественного Училища при Акаде­мии художеств Дмитрий Полозов за отличные познания в живописи и научных предметах, оказанные во время пребывания в отделении живописи и скульптуры Учили­ща, удостоен звания художника с присвоенным этому зва­нию... правом на чин 10 класса при поступлении на го­сударственную службу и с правом преподавания рисо­вания в учебных заведениях».
Летом того же года Дмитрий Полозов обвенчался с дворянской девицей Еленой Ивановной Соллогуб, доче­рью секретаря Смоленского Окружного суда. По матери Елена Ивановна была родственницей декабриста Петра Каховского. Двоюродная сестра ее матери Елизавета Ка­ховская получила даже пенсию от Временного прави­тельства как родственница казненного декабриста. (Све­дения получены от дочери Е. И. и Д. Н. Полозовых — Елены Дмитриевны Бурсиковой).

О дальнейшей работе Полозова сведения можно получить из сохранившегося формулярного списка учителя рисования и чистописания Смоленской гимназии им. Алек­сандра I, коллежского советника Дмитрия Полозова.
На службу в гимназию он был принят 12 декабря 1903 г., то есть через год после окончания Академии. Чем зани­мался он в течение этого года, неизвестно. Но если принять во внимание тот факт, что родными Дмитрия Нико­лаевича были переданы Рославльскому музею небольшие этюды Полозова с видами Палермо, Неаполя, Помпеи, датированные 1902—1903 гг., а также более поздними годами, "можно предположить, что он совершил поездку но Средиземноморью (может быть, это было свадебным путешествием).
Формулярный список фиксирует продвижение Д. Н. По­лозова по службе. В 1910 году он утвержден в чине кол­лежского асессора, в 1911 — произведен за выслугу лет в надворные советники, в 1912 г.— в коллежские совет­ники. Сам же он в автобиографии писал следующее: «Принимал участие в работе Смоленского городского му­зея, написал ряд вещей, отображающих Смоленскую ста­рину, и принимал участие вместе с Барщевским, зав. му­зеем древнего русского искусства, устроенного Тенише-вой, в работе этого музея, а также занимался в археологи­ческом институте при этом музее».
Интересный документ был обнаружен в Архиве Ака­демии художеств, в личном деле художника Полозова. Это прошение от 1904 года художника живописи Дмитрия Николаевича Полозова и ученого рисовальщика Сергея Ивановича Шведова с просьбой разрешить им открыть в Смоленске курсы рисования. На что последовал ответ Совета Академии, что со стороны Императорской Акаде­мии «к удовлетворению ходатайства препятствий не име­ется». Так что вполне вероятно, такие курсы в Смоленске и существовали, хотя сведений о них пока найти не уда­лось.
Среди окружения Полозова в Смоленске, кроме уже упомянутых И. Ф. Барщевского и С. И. Шведова, можно отметить еще и художника В. И. Мушкетова, и семью Каверзневых. Также был он дружен с жившим в то время в Смоленске Семеном Пафнутьевичем Середой. Сын Дмитрия Николаевича передал Рославльскому музею 1-й том «Истории русского искусства» под редакцией И. Э. Гра­баря, подаренный Середой Дмитрию Николаевичу. На книге — дарственная надпись: «Дорогому Дмитрий Ни­колаевичу. Разговоры о прекрасном — наши воспомина­ния. 1905—1907 гг».                    I
Кроме того, известно, что в 1907 году Полозов сбли­зился с Александром Владимировичем Жиркевичем, бо­лее известным под псевдонимом А. Нивин, как беллетрист и детский писатель. Александр Владимирович бйл боль­шим любителем изобразительного искусства и коллекци­онировал произведения живописи. Он вел переписку со Львом Толстым и с И. Е. Репиным. Обширный архив Жиркевича сейчас хранится в музее Л. Толстого в Моск­ве. В хранящихся там дневниках Жиркевича фамилия Полозова встречается неоднократно. Записи о нем в ос­новном относятся ко времени пребывания Жиркевича в Смоленске в 1907 г. Из этих записей следует, что Жир-кевич познакомился с Д. Н. Полозовым в Смоленске в феврале этого года, а в апреле впервые увидел его этюды на выставке местных художников. В сентябре того же года Дмитрий Николаевич по своей инициативе пишет портрет Жиркевича маслом. Во время сеансов они много разговаривают об искусстве. «Это милый человек, огром­ное дарование»,— пишет А. В. Жиркевич в своем днев­нике. Далее из записей следует, что в ноябре 1922 г., про­живая в Симбирске, Жиркевич выставлял этот портрет работы Полозова на выставке своего собрания картин, после чего он частично продал, а частично подарил Симбирскому губисполкому свою коллекцию картин и рисун­ков, а оттуда она поступила в местный музей. Таким об­разом, Ульяновский музей имеет в своих фондах две ра­боты Д. Н. Полозова «Натюрморт с грибами» и «Портрет А. В. Жиркевича».
В 1915 г. Д. Н. Полозов перевелся на работу в Минск, где преподавал рисование в учительском институте, и там же преподавал социологию искусства. После революции он был назначен заведующим Институтом Народного об­разования, а также Председателем Экспедиции по изу­чению белорусского народного творчества. Эта экспеди­ция собрала по ряду районов Белоруссии большое коли­чество материалов, характеризующих народное искусство Белоруссии. Этими художниками, в том числе и Д. Н. По­лозовым, были написаны этюды, характеризующие бело­русскую старину. Весь этот материал лег в основу Госу­дарственного Белорусского музея.
Дмитрий Николаевич принимал участие в первой, состоявшейся после окончания гражданской войны, в Мин­ске художественной выставке в 1925 году. Вот что сказа­но о его участии в этой выставке в книге «Искусство Белоруссии»: «Ядро выставки составили... полотна реа­листического направления — Кругера, Полозова, Слепяна и других. Следует выделить законченные композици­онные портреты белорусских писателей Янки Купалы, Змитрока Бядули, Якуба Коласа работы Д. Полозова, ос­тавшиеся ценным вкладом этого художника, прожившего в Белоруссии ряд лет, в развитие Белорусской живописи».
С Янкой Купалой Полозова связывала большая лич­ная дружба. В 1922— 1923 гг. Дмитрий Николаевич не­однократно писал его портреты. В это время Иван Доминикович часто бывал в доме Полозовых. В семье По­лозовых долгое время хранились многие реликвии, связанные с народным поэтом Белоруссии, которые потом дочерью Дмитрия Николаевича — Еленой были переданы музею Янки Купалы в Минске.
Из других белорусских знакомств необходимо выде­лить художника Константина Елисеева, выпускника Ака­демии художеств, ученика И. Я. Билибина, хорошего книжного иллюстратора и сатирического графика, впос­ледствии Заслуженного художника РСФСР, художника таких известных изданий как «Гудок», «Прожектор», «Красный перец», «Крокодил» и многих других. В 1920— 1921 гг. Елисеев жил в Минске, работал в Первом Бе­лорусском драматическом театре, где оформил ряд спек­таклей таких, как «На дне» А. М. Горького, «Сон на кур­гане» Я- Купалы, «Хам» Э. Ожешко. Совместно с Полозовым Константин Степанович ездил в экспедиции в Слуцкую и Минскую области собирать фольклорно-этнографический материал. В фондах нашего музея теперь имеется портрет К. С. Елисеева работы Полозова, вы­полненный цветными карандашами, а также несколько работ этого любопытного художника, в том числе очень живой портрет Е. И. Полозовой.
В 1922 году Высший Совет Народного хозяйства по рекомендации С. П. Середы предложил Д. Н. Полозову реорганизовать в Петрограде Школу народного искусст­ва и назначил его заведующим созданного на базе этой школы техникума кустарной промышленности, в котором он проработал до начала 1929 года. С 1929 года Полозов состоял членом ЛенИЗО, писал пейзажи, натюрморты, портреты.
В 30-е гг. он подолгу жил на юге. Муж его дочери Елены, инженер-строитель Сергей Бурсиков руководил крупнейшими стройками сначала в Средней Азии, а за­тем в Сочи и Кисловодске. Большая часть сохранившихся работ Дмитрия Николаевича написана именно там. Он писал памятники Самарканда, окрестности Кисловодска и Сочи, строящийся санаторий «Красные камни». Его ра­боты тех лет яркие, сочные, броские, в них великолепно передано своеобразие южной природы.
В 1937 году в Ленинграде Дмитрий Николаевич при­нимал участие в «Выставке живописи, рисунка, скульп­туры». Невзирая на то, что ему уже перевалило за 60, был полон творческих планов, которые в один день были перечеркнуты войной. Он никуда не уехал из Ленинграда и вместе с другими ленинградцами пережил все те беды и тяготы, которые выпали на долю этого многострадаль­ного города. Он стал работать санитаром в военно-мор­ском госпитале, а также делал в альбоме зарисовки ран, писал портреты докторов.
Безусловно тяготы, перенесенные им в годы войны: голод, холод, усталость, волнения за родных и близких не могли не сказаться на здоровье. После войны Дмитрий Николаевич стал резко терять зрение. Однако оконча­тельно работать не перестал и тогда. Он опять много времени проводил в Сочи у дочери. Там им была выпол­нена последняя крупная работа. Для музея Николая Ост­ровского в Сочи им было написано несколько картин. Это дом Островского на Ореховой улице, портрет матери пи­сателя, а также портрет, изображающий отца и мать Н. Островского. Работы были хорошо приняты, они по сей день находятся в экспозиции этого музея.
Умер Дмитрия Николаевич в 1953 г. в возрасте 78 лет.


Статья опубликована в книге "Рославль" в 1997 году.

 


 

 

Сайт создан в системе uCoz