Н. Корнеенко: СЕМЬЯ КУПЦОВ ПОЛОЗОВЫХ
ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ ПОЛОЗОВ
Д. Н. Полозов родился в 1875 г. в большой купеческой семье. Сведений о матери художника сохранилось немного. Известно, что происходила она из рода Микешиных. Пока не удалось установить, в каких отношениях с семьей знаменитого скульптора была Екатерина Григорьевна, но, судя по косвенным данным, связь между ними была. В семейном архиве Полозовых хранился портрет некоего Семена Полозова, выполненный 14-летним М. О. Мике-шиным. А Коненков в книге воспоминаний «Мой век» вспоминает: «Мне довелось бывать в доме Микешиных на Горынской улице. Сестра Михаила Осиповича охотно показывала хранящиеся в доме рисунки брата и рассказывала о его художнической деятельности. Ввел меня в дом Микешиных мой товарищ Дмитрий Полозов». Так что, судя по всему, между семьями Полозовых и Микешиных отношения, вполне вероятно, были родственными.
Куда больше сведений мы имеем об отце художника. Николай Александрович Полозов пользовался большим уважением и авторитетом в городе. С. Коненков, в уже упомянутой книге «Мой век», писал, что среди рославль-чан даже поговорка бытовала, что тот, кто не прошел еще университета Полозова, не может считать себя образованным человеком. Что же такое «Университет Полозова»? Если ответить кратко, то это удивительная человеческая любознательность. Но Николай Александрович был не только любознательным, он обладал незаурядным умом, энергией, умением разбираться в людях, был наблюдателен и непоседлив. Со страниц семейного альбома на нас смотрит умный, проницательный человек, начисто лишенный инертности и успокоенности даже в солидном возрасте. И легко можно поверить, что он много/ ездил по свету, исколесил всю Россию, бывал в Японии, вКитае, и даже в далеком экзотическом Сингапуре. И везде наблюдал, запоминал, учась у всех, с кем встречался. Все, чем он занимался, было на редкость хорошо сделано — и конопляное масло, и мыло, которое он сам варил. Сад, в котором Полозов применял новейшие достижения агротехники, давал лучшие в городе урожаи.
Высоко ценя знания, Николай Александрович детям своим постарался дать образование. Вкладывал он деньги и в народное просвещение. По словам Коненкова, им были построены две школы в Климовичском районе. А в фондах музея имеется письмо Рославльской Уездной Земской Управы от 17 мая 1877 года, в котором Управа сообщает Николаю Александровичу, что Рославльский Училищный совет разрешил к открытию женское Училище в деревне Поселках Краснозаборской волости, и Управа просит Н. А. Полозова доставить пожертвованные им «три тысячи рублей на вечные времена для содержания училища и 500 рублей на устройство училищного здания и классной мебели».
Взглядов Полозов придерживался демократических, с устройством современного общества был не согласен. Как вспоминал Коненков, частой темой бесед Николая Александровича было зло, которое приносят людям деньги и необходимость изменить такое положение вещей, когда деньги правят миром.
Свою страсть к знаниям и демократические взгляды Николай Александрович передал и своим детям. Старшая дочь его Ольга (в замужестве Колпинская) окончила в Петербурге Бестужевские курсы, а затем поступила в только что открывшийся женский медицинский институт, вскоре приравненный к медицинскому факультету университетов. Сохранился снимок, на котором Ольга Николаевна сфотографирована с. группой студентов этого учебного заведения в 1898 г.
В 1904 году, окончив институт, О. Колпинская стала работать врачом-ординатором при повивально-гинекологическом институте, директором которого был виднейший русский врач Дмитрий Оскарович Отт.
В годы первой мировой войны О. Н. Колпинская работала в хирургическом военном лазарете при Смольной больнице. На снимке 1914 года Ольга Николаевна снята во время перевязки раненого. После революции Колпинская работала врачом-гинекологом в Ленинграде.
Ольга Николаевна унаследовала демократические взгляда отца. Ее муж инженер Александр Егорович Колпинский заведовал делами в Петербургской конторе книжного издательства Ольги Поповой. Он выпускал первые сборники рассказов молодого Максима Горького. Горький рыл частым гостем в доме Колпинских, где, по словам тЬго же Коненкова, «собиралась революционно настроенная молодежь -*- студенты, курсистки, типографские рабочие. Сюда, случалось, заглядывал Горький. Здесь, в квартире Колпинских, я впервые услышал призывные слова Горького: «Пусть сильнее грянет буря!».
Долгое время в семье Колпинских хранилась фотография, на которой был снят А. Горький, Л. Андреев, Ольга Николаевна и Александр Егорович Колпинские на даче. Снимок погиб во время блокады.
Такой была старшая дочь Н. А. Полозова. Вторая его дочь Мария училась вместе с Ольгой в женском медицинском институте. Сведений о ней имеется очень мало, в основном они получены от родственников и документальных подтверждений не имеют. Известно, что она работала врачом на одном заводе с М. И. Калининым, впос-ледствие она поддерживала с ним добрые отношения и лечила членов его семьи. Умерла Мария Николаевна в Москве. Врачом стала дочь, Наталья Ивановна Терлецкая. Младшая из сестер Полозовых Нина закончила Бестужевские курсы, была преподавателем литературы, также как и ее муж Григорий Дьяконов. Была награждена
орденом Ленина.
В фондах музея имеется фотография, сделанная в 1907 году в Рославле. На ней сняты Екатерина Григорьевна, Нина и Мария Полозовы и бывший народоволец Василий Голиков. Семейное предание сообщает, что В. Голиков был осужден за попытку покушения на царский поезд по пути на Кавказ. Он отсидел 10 лет в Петропавловской крепости, а затем был сослан в Сибирь. После революции был возвращен из Сибири и взят на поруки семьей Полозовых. Эта фотография, а также несколько групповых снимков из семейного альбома — все, что имеется в музее связанного с двумя младшими дочерьми Н. А. Полозова.
Сын Полозовых Сергей, который был одноклассником Коненкова по гимназии, был отправлен отцом в Москву.
В 1902 году он закончил с отличием Московский' университет по медицинскому факультету.
Женившись на Валентине Сергеевне Нахимовой, переехал на жительство в г. Проскуров (ныне Хмельницкий) Каменец-Подольской губернии. Отец Валентинь/ Сергеевны Сергей Нилович был внуком Николая Степановича Нахимова, родного брата знаменитого адмирала. Как старший сын в семье был хозяином Волочка, имения, купленного Нахимовыми у графа Румянцева в 1740 г. в Сы-чевском уезде Смоленской губернии. Имел юридическое образование, закончил юридический факультет университета. Жил в Москве, а лето проводил в имении Гречаны Проскуровского уезда. Был знаком с Л. Толстым. У одной из его внучек до сих пор хранится портрет Толстого, подаренный Сергею Ниловичу. Работал он по борьбе с голодом, был членом общества по борьбе с алкоголизмом. В словаре Брокгауза и Эфрона 1898 г. издания, т. 50, стр. 905 помещена его большая статья «Пьянство и борьба с ним».
По семейным преданиям Сергей Нилович передал большую сумму Пироговскому обществу российских хирургов. Дочь его Валентина получила хорошее домашнее воспитание и образование. Всю жизнь она придерживалась демократических взглядов. До замужества в Цюрихе сблизилась с русскими революционерами-эмигрантами — Верой Засулич, Аксельродом. Была хорошо знакома с В. Бонч-Бруевичем. Принимала участие в оказании помощи голодающим, организованной Львом Толстым. В период 1912—1914 гг. организовала колонию для сирот и обездоленных подростков. Умерла В. С. Полозова в Ленинграде в возрасте 94 лет.
Сергей Николаевич с 1910 года 27 лет безвыездно жил и работал врачом на Проскуровщине. С момента установления Советской власти на Украине Сергей Полозов стал первым заведующим лечебной частью Проскуровского уездного здравотдела. Он же был организатором отделения по болезням глаз, уха, горла и носа при межрайонной больнице. Летом 1936 г. доктор Полозов организовал бригаду по борьбе с трахомой и риносклеромой. Бригада эта обслужила много десятков тысяч больных во всех районах бывшего Проскуровского округа. Работа эта была даже отмечена в «Правде».
Параллельно с основной медицинской работой Сергей Николаевич вел широкую общественную деятельность. До революции — в Земстве, в период первой мировой войны — в земском союзе по организации санитарной службы Северо-Западного фронта.
После революции Сергей Николаевич работал на выборных ^должностях в системе здравоохранения. В ночь на 2 февраля 1920 г., когда петлюровцы устроили еврейский погром, во время которого было убито около 3000 человек, Полозов вышел на улицу, оказывая "помощь раненым и отрозя их в больницу. Многие жители еврейской национальности спасались в эту ночь в доме Полозовых. Все взрослые члены семьи были вооружены для отпора, но авторитет доктора был так велик, что напасть на его дом бандиты так и не решились.
Умер Сергей Николаевич 15 декабря 1937 года от инфаркта, оставив о себе в Проскурове хорошую память.
Было у Николая Александровича Полозова еще два сына — Александр, который заболел еще в молодом возрасте и окончил жизнь в психиатрической лечебнице, и Николай. Фотография из семейного архива, на которой Александр Николаевич снят в 1902 г. вместе с Сергеем Коненковым — единственное, что имеется в музее от старшего Полозова.
Дело свое Николай Александрович передал сыну Николаю, умершему в 1910 г. Между прочим через него семья Полозовых еще раз породнилась с Микешиными. Он был женат на Пелагее Алексеевне Микешиной, дочери то ли двоюродного брата, то ли племянника Михаила Осиповича.
Дмитрий Николаевич Полозов родился 23 января 1875 года, окончил четырехклассное городское училище. В 1890 году по окончании этого учебного заведения он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Занимался довольно успешно. В 1895 году за представленный им на годичный экзамен рисунок с античной гипсовой фигуры был удостоен звания учителя рисования в гимназиях. В 1897 г. получил малую серебряную медаль за рисунки, о чем свидетельствуют записи в личном деле, фотокопии которых имеются в фондах музея.
В 1899 году Дмитрий Николаевич Полозов закончил Училище. Диплом Училища за № 1318 утверждал его в звании неклассного художника с предоставлением по сему званию права Потомственного Почетного гражданина.
В том же 1899 году Дмитрий Полозов подает прошение в Совет Высшего художественного Училища npи Академии художеств с просьбой принять его действительным учеником по живописному отделу. Прошение был) удовлетворено. Руководителем мастерской, в которой занимался Полозов, был известный художник-передвижник В. Е. Маковский. В Рославльском музее имеется работа, выполненная Дмитрием Николаевичем в годы учебы в Академии художеств «Старики на завалинке». Работа эта имеет многие черты традиционного передвижничского бытового жанра, так что влияние руководителя в годы ученичества на Полозова было довольно заметным.
Кроме занятий в мастерских, Дмитрий Полозов состоял слушателем учрежденных при Академии Педагогических курсов, участвовал в практических занятиях, в том числе давал пробные уроки в апреле 1901 года. Свидетельствами 1-го разряда Д. Полозов получил право преподавания рисования и чистописания в средних школах. 1902 году Полозов пишет конкурсную работу на соискание звания художника «Деревенская ведьма». Судьба этой картины неизвестна, но сохранился снимок, на котором старуха с ворохом трав. По словам родных Полозова — это модель его дипломной работы. Судя по фотографии, картина была выполнена в традициях передвижников и имела целью дать определенный типаж.
Полозов закончил Академию художеств. В Дипломе № 3988 от 19 ноября 1902 года сказано, что «бывший ученик Высшего Художественного Училища при Академии художеств Дмитрий Полозов за отличные познания в живописи и научных предметах, оказанные во время пребывания в отделении живописи и скульптуры Училища, удостоен звания художника с присвоенным этому званию... правом на чин 10 класса при поступлении на государственную службу и с правом преподавания рисования в учебных заведениях».
Летом того же года Дмитрий Полозов обвенчался с дворянской девицей Еленой Ивановной Соллогуб, дочерью секретаря Смоленского Окружного суда. По матери Елена Ивановна была родственницей декабриста Петра Каховского. Двоюродная сестра ее матери Елизавета Каховская получила даже пенсию от Временного правительства как родственница казненного декабриста. (Сведения получены от дочери Е. И. и Д. Н. Полозовых — Елены Дмитриевны Бурсиковой).
О дальнейшей работе Полозова сведения можно получить из сохранившегося формулярного списка учителя рисования и чистописания Смоленской гимназии им. Александра I, коллежского советника Дмитрия Полозова.
На службу в гимназию он был принят 12 декабря 1903 г., то есть через год после окончания Академии. Чем занимался он в течение этого года, неизвестно. Но если принять во внимание тот факт, что родными Дмитрия Николаевича были переданы Рославльскому музею небольшие этюды Полозова с видами Палермо, Неаполя, Помпеи, датированные 1902—1903 гг., а также более поздними годами, "можно предположить, что он совершил поездку но Средиземноморью (может быть, это было свадебным путешествием).
Формулярный список фиксирует продвижение Д. Н. Полозова по службе. В 1910 году он утвержден в чине коллежского асессора, в 1911 — произведен за выслугу лет в надворные советники, в 1912 г.— в коллежские советники. Сам же он в автобиографии писал следующее: «Принимал участие в работе Смоленского городского музея, написал ряд вещей, отображающих Смоленскую старину, и принимал участие вместе с Барщевским, зав. музеем древнего русского искусства, устроенного Тенише-вой, в работе этого музея, а также занимался в археологическом институте при этом музее».
Интересный документ был обнаружен в Архиве Академии художеств, в личном деле художника Полозова. Это прошение от 1904 года художника живописи Дмитрия Николаевича Полозова и ученого рисовальщика Сергея Ивановича Шведова с просьбой разрешить им открыть в Смоленске курсы рисования. На что последовал ответ Совета Академии, что со стороны Императорской Академии «к удовлетворению ходатайства препятствий не имеется». Так что вполне вероятно, такие курсы в Смоленске и существовали, хотя сведений о них пока найти не удалось.
Среди окружения Полозова в Смоленске, кроме уже упомянутых И. Ф. Барщевского и С. И. Шведова, можно отметить еще и художника В. И. Мушкетова, и семью Каверзневых. Также был он дружен с жившим в то время в Смоленске Семеном Пафнутьевичем Середой. Сын Дмитрия Николаевича передал Рославльскому музею 1-й том «Истории русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря, подаренный Середой Дмитрию Николаевичу. На книге — дарственная надпись: «Дорогому Дмитрий Николаевичу. Разговоры о прекрасном — наши воспоминания. 1905—1907 гг». I
Кроме того, известно, что в 1907 году Полозов сблизился с Александром Владимировичем Жиркевичем, более известным под псевдонимом А. Нивин, как беллетрист и детский писатель. Александр Владимирович бйл большим любителем изобразительного искусства и коллекционировал произведения живописи. Он вел переписку со Львом Толстым и с И. Е. Репиным. Обширный архив Жиркевича сейчас хранится в музее Л. Толстого в Москве. В хранящихся там дневниках Жиркевича фамилия Полозова встречается неоднократно. Записи о нем в основном относятся ко времени пребывания Жиркевича в Смоленске в 1907 г. Из этих записей следует, что Жир-кевич познакомился с Д. Н. Полозовым в Смоленске в феврале этого года, а в апреле впервые увидел его этюды на выставке местных художников. В сентябре того же года Дмитрий Николаевич по своей инициативе пишет портрет Жиркевича маслом. Во время сеансов они много разговаривают об искусстве. «Это милый человек, огромное дарование»,— пишет А. В. Жиркевич в своем дневнике. Далее из записей следует, что в ноябре 1922 г., проживая в Симбирске, Жиркевич выставлял этот портрет работы Полозова на выставке своего собрания картин, после чего он частично продал, а частично подарил Симбирскому губисполкому свою коллекцию картин и рисунков, а оттуда она поступила в местный музей. Таким образом, Ульяновский музей имеет в своих фондах две работы Д. Н. Полозова «Натюрморт с грибами» и «Портрет А. В. Жиркевича».
В 1915 г. Д. Н. Полозов перевелся на работу в Минск, где преподавал рисование в учительском институте, и там же преподавал социологию искусства. После революции он был назначен заведующим Институтом Народного образования, а также Председателем Экспедиции по изучению белорусского народного творчества. Эта экспедиция собрала по ряду районов Белоруссии большое количество материалов, характеризующих народное искусство Белоруссии. Этими художниками, в том числе и Д. Н. Полозовым, были написаны этюды, характеризующие белорусскую старину. Весь этот материал лег в основу Государственного Белорусского музея.
Дмитрий Николаевич принимал участие в первой, состоявшейся после окончания гражданской войны, в Минске художественной выставке в 1925 году. Вот что сказано о его участии в этой выставке в книге «Искусство Белоруссии»: «Ядро выставки составили... полотна реалистического направления — Кругера, Полозова, Слепяна и других. Следует выделить законченные композиционные портреты белорусских писателей Янки Купалы, Змитрока Бядули, Якуба Коласа работы Д. Полозова, оставшиеся ценным вкладом этого художника, прожившего в Белоруссии ряд лет, в развитие Белорусской живописи».
С Янкой Купалой Полозова связывала большая личная дружба. В 1922— 1923 гг. Дмитрий Николаевич неоднократно писал его портреты. В это время Иван Доминикович часто бывал в доме Полозовых. В семье Полозовых долгое время хранились многие реликвии, связанные с народным поэтом Белоруссии, которые потом дочерью Дмитрия Николаевича — Еленой были переданы музею Янки Купалы в Минске.
Из других белорусских знакомств необходимо выделить художника Константина Елисеева, выпускника Академии художеств, ученика И. Я. Билибина, хорошего книжного иллюстратора и сатирического графика, впоследствии Заслуженного художника РСФСР, художника таких известных изданий как «Гудок», «Прожектор», «Красный перец», «Крокодил» и многих других. В 1920— 1921 гг. Елисеев жил в Минске, работал в Первом Белорусском драматическом театре, где оформил ряд спектаклей таких, как «На дне» А. М. Горького, «Сон на кургане» Я- Купалы, «Хам» Э. Ожешко. Совместно с Полозовым Константин Степанович ездил в экспедиции в Слуцкую и Минскую области собирать фольклорно-этнографический материал. В фондах нашего музея теперь имеется портрет К. С. Елисеева работы Полозова, выполненный цветными карандашами, а также несколько работ этого любопытного художника, в том числе очень живой портрет Е. И. Полозовой.
В 1922 году Высший Совет Народного хозяйства по рекомендации С. П. Середы предложил Д. Н. Полозову реорганизовать в Петрограде Школу народного искусства и назначил его заведующим созданного на базе этой школы техникума кустарной промышленности, в котором он проработал до начала 1929 года. С 1929 года Полозов состоял членом ЛенИЗО, писал пейзажи, натюрморты, портреты.
В 30-е гг. он подолгу жил на юге. Муж его дочери Елены, инженер-строитель Сергей Бурсиков руководил крупнейшими стройками сначала в Средней Азии, а затем в Сочи и Кисловодске. Большая часть сохранившихся работ Дмитрия Николаевича написана именно там. Он писал памятники Самарканда, окрестности Кисловодска и Сочи, строящийся санаторий «Красные камни». Его работы тех лет яркие, сочные, броские, в них великолепно передано своеобразие южной природы.
В 1937 году в Ленинграде Дмитрий Николаевич принимал участие в «Выставке живописи, рисунка, скульптуры». Невзирая на то, что ему уже перевалило за 60, был полон творческих планов, которые в один день были перечеркнуты войной. Он никуда не уехал из Ленинграда и вместе с другими ленинградцами пережил все те беды и тяготы, которые выпали на долю этого многострадального города. Он стал работать санитаром в военно-морском госпитале, а также делал в альбоме зарисовки ран, писал портреты докторов.
Безусловно тяготы, перенесенные им в годы войны: голод, холод, усталость, волнения за родных и близких не могли не сказаться на здоровье. После войны Дмитрий Николаевич стал резко терять зрение. Однако окончательно работать не перестал и тогда. Он опять много времени проводил в Сочи у дочери. Там им была выполнена последняя крупная работа. Для музея Николая Островского в Сочи им было написано несколько картин. Это дом Островского на Ореховой улице, портрет матери писателя, а также портрет, изображающий отца и мать Н. Островского. Работы были хорошо приняты, они по сей день находятся в экспозиции этого музея.
Умер Дмитрия Николаевич в 1953 г. в возрасте 78 лет.
Статья опубликована в книге "Рославль" в 1997 году.
|