Рославльская панорама

Главная страница
Галереи
Воспоминания

 

Е. Хохлова: К истории Рославльского автоагрегатного завода.



Рославльский район, расположенный на юге Смоленской области, является одним из промышленноразвитых районов Смоленщины. Основные отрасли промышленности это: энергетическая, машиностроительная, химическая, легкая и пищевая. До недавнего времени на территории района действовало 28 промышленных пред­приятий, которые имели тесные торгово-экономические связи с поставщиками и потребителями как внутри стра­ны, так и за рубежом.
Промышленные предприятия, бывшие всего несколько лет назад социалистическими, после перехода экономики страны к работе на принципах рыночного регулирования, были поставлены перед необходимостью адаптации к ра­боте в новых условиях. В результате начавшегося про­цесса приватизации и акционирования, многие ранее су­ществовавшие предприятия приобрели статус «акцио­нерных обществ».
В настоящее время в районе зарегистрировано 25 крупных и 4 малых промышленных предприятия. Разрыв привыч­ных экономических связей, физический и моральный из­нос станков и оборудования, а также трудности со сбытом продукции привели к тому, что в 1996 г. только 4 пред­приятия (15,4% от их общего числа) увеличили объем про­мышленного производства по сравнению с прошлым годом, среди них: торфопредприятие — на 85%, вагоноремонтный завод— на 18%, АО «Рама» — на 13% и Остерский хлебокомбинат — на 9% '. Промышленностью района (по полному кругу предприятий) произведено про­дукции (работ и услуг) в действующих ценах на 551,9 млрд. рублей, что составляет лишь 69,4% к соответствующему пе­риоду 1995 года 2.
Работая в новых экономических условиях, промыш­ленные предприятия столкнулись с рядом трудностей, что привело к длительным остановкам всех или отдельных производств. В декабре 1996 г. 19 предприятий промыш­ленности останавливали свои производства и работали в режиме сокращенного рабочего времени3. На 52%, по сравнению с 1995 г., увеличилось количество убыточных предприятий 4.
Численность работающих на крупных и средних пред­приятиях района за 1996 г. составила 27,6 тысячи чело­век, сократилась против соответствующего периода про­шлого года на 8% 5. В 2,3 раза возросло число официально зарегистрированных безработных и составило 900 человек 6.
Одним из самых крупных промышленных предприятий города является акционерное общество закрытого типа Рославльский автоагрегатный завод, филиал акцио­нерного Московского общества ЗИЛ. В 1994 г. завод от­метил свой 30-летний юбилей.
История строительства и ввода в действие завода в Рославле началась с ноября 1958 г., когда была создана группа по финансированию строительства и подготовке проектной документации. Директором строящегося завода был назначен В. Н. Кольцов.
Группа готовила документацию по строительству ав­торемонтного завода. Своего помещения не было, работали в выделенной маслосырзаводом небольшой комнате. Одновременно группа заказывала документацию и вела финансирование операций по строительству завода алмазных инструментов.
Тогда же была получена документация и начато строительство двух 8-квартирных и 17 стандартных домов по ул. Мичурина и ул. Дачной.
Первым этапом начавшегося строительства было бурение скважины под водонапорную башню. Бурение скважины ве­лось одновременно с вертикальной планировкой площад­ки под строительство 3-го корпуса. Всего за 1958 год было выполнено работ на 154 тысячи рублей7.
В середине 1959 года был изменен профиль строящегося завода: было решено готовить производство передвижных электростанций. Документация на строительство была передана моторемонтному заводу по ул. Пушкина, где разворачивалось строительство авторемонтного завода.
В декабре 1959 года был достроен корпус № 3 и бу­дущему коллективу его установлен первый план выпуска продукции. Руководство завода объявило набор рабочих для отправки на учебу на головное предприятие в г. Но­восибирск. Участниками первой поездки были нынешние работники завода: Р. К- Карезина, И. И. Пиминов, 3. П. Савкина, Н. И. Массалитин, В. Н. Дмитриев, В. С. Ко-реньков, В. И. Романенкова и другие8.
К концу обучения группы на заводе было смонтиро­вано необходимое для производства передвижных элект­ростанций оборудование. В декабре 1960 года заводом были выпущены первые 10 передвижных электростанций, стоимостью 90 тысяч рублей (в старом исчислении) каждая. С января 1961 года завод имел стабильный план выпуска продукции. Одновременно велось строительство корпуса № 2, где в настоящее время располагается ме­ханосборочный цех № 1 и термический участок. В фев­рале 1964 года директором завода был назначен Э. Г. Ре­пин.
31 марта 1964 года было принято постановление ВСНХ СССР о передаче Рославльского завода передвиж­ных электростанций в ведение Московского Совнархоза и об организации на базе этого завода филиала Москов­ского автозавода им. И. А. Лихачева по производству за­пасных частей к автомобилям. Завод стал называться «Автозапчасть».
Наш город стал местом первого завода-филиала из­вестнейшего в стране Московского автомобильного заво­да. Вслед за Рославлем были созданы заводы-филиалы в Мценске, на Урале, в Сердобске, Рязани, Смоленске, Ярцеве, Житомире, Петровске, Пензе, Симферополе и Пскове.
По мнению ветерана Труда ЗИЛа М. Марфенкова, принятое Генеральной дирекцией объединения (возглав­ляемой тогда П. Д. Бородиным) решение о развитии ЗИЛа за счет заводов-филиалов было правильным и позволило создать мощнейшее в стране объединение по производ­ству грузовых автомобилей. Как показала практика тех лет, нарастить достигнутый впоследствии уровень выпу­ска продукции в условиях Москвы было бы невозможно .
Вслед за решением о создании того или иного завода объединения на отдаленные и еще отсталые по техноло­гическому уровню новые предприятия следовали передо­вой зиловский опыт работы и передовая технология.
К моменту передачи в объединение Рославльского предприятия в нашем городе был маленький завод, ко­торый располагал 4600 кв. метрами производственных площадей и трудилось на нем немногим более 400 чело­век. В состав завода также входил недостроенный произ­водственный корпус площадью 17 тыс. кв. метров, с вво­дом которого в 1967 году завод был перепрофилирован на изготовление многих узлов и деталей к автомобилям ЗИЛ.
На заводе «Автозапчасть» стали производить мосты для автобусов ЗИЛ-127, продольные и поперечные тяги, масляный и водяной насосы, кардан рулевого управле­ния, фильтр очистки масла, регулировочный рычаг и мно­го других деталей для сборки автомобилей (всего 224 на­именования) 10.
В 1966 году за успехи в труде впервые в истории пред­приятия были награждены правительственными награ­дами 4 работника завода. Одними из первых были удо­стоены наград рабочий автоматного цеха И. В. Логинов и комплектовщица отдела сбыта Е. Е. Феськина.
Повышение эффективности производства и качества работы требовало непрерывного углубления и расшире­ния знаний, роста мастерства рабочих и инженерно-тех­нических работников. Встал вопрос о подготовке высоко­квалифицированных кадров. С этой целью в 1966 году на заводе открылся вечерний филиал Московского автоме­ханического техникума (МАМТ).
Второй этап реконструкции завода связан с созданием и освоением мощностей по производству метизов, острый недостаток которых повсеместно ощущался в работе объединения. Он начался в конце 60-х годов и включал в себя строительство главного корпуса площадью 85 тыс. кв. метров с комплексом систем автономного обеспечения всеми вида­ми энергии; создание тепловых мощностей; очистных со­оружений, с учетом нужд города, мощностью 30 тыс. куб. метров в сутки и последующим их расширением до 56 тыс. куб. метров в 1990 году; артезианского водоза-борника; компрессорной; строительство новых и реконст­рукцию действующих подстанций. Эти работы были за­кончены в 1975 году и уже в 1978 году предприятие вы­шло на проектные мощности и сняло проблему дифицита нормалей. Комплекс производств, созданный в результа­те первой и второй реконструкций, объединяющий в себе производство автомобильных агрегатов и нормалей, на­зывается сейчас производством «Механосборки и норма­лей».
Рославльский завод «Автозапчасть» в 1976 году вы­пускал узлы и детали 600 наименований для автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131, ЗИЛ-157к, изготовляемых головным заводом имени И. А. Лихачева ".
Третий этап реконструкции завода начался в 1975 го­ду в связи с возникновением в отрасли проблемы осна­щения отечественных автомобилей надежной тормозной аппаратутой для автомобилей ЗИЛ и КамАЗ, ранее за­купаемой по импорту у фирм Югославии и Польши.
Комплекс производства завода тормозной аппарату­ры был спроектирован Киевским отделением института «Промстройпроект» по заданию проектного управления ЗИЛа. Технологическую часть проекта разрабатывало специализированное проектно-технологическое Управле­ние ЗИЛа ^.
Место строительства завода, как отдельного филиала ЗИЛа, было определено в Рославле, а обязанности за­казчика по строительству возложены на дирекцию завода «Автозапчасть».
Для строительства было создано специализированное строительное управление треста «Рославльпромстрой» Смоленского территориального управления строительст­ва Минстроя СССР.
На строительстве завода отличилась бригада плотни­ков-бетонщиков М. Ф. Ряжечкина, которая выступила с инициативой выполнять недельное задание за 4 дня, а пятилетку — за 4 года. В 1981 году М. Ф. Ряжечкин был награжден орденом Ленина.
Бригада плиточников-облицовщиков В. Д. Власова первой среди коллективов, возводящих промышленные объекты, поддержала почин свердловских рабочих «Пятилетку — меньшим составом». Девять рабочих бригады Власова выполняли задание, которое раньше де­лали 18 человек, добившись сменной нормы выработки 220%.
Торжественный пуск первой очереди завода был 29 де­кабря 1980 года. Ее производственная мощность состав­ляла 250 тысяч комплектов тормозной аппаратуры для автомобилей ЗИЛ и КамАЗ.

В 1981 году было закончено строительство и введен р эксплуатацию крупнейший в Европе комплекс цехов п(э производству тормозной аппаратуры для грузовых авто­мобилей. Около полутора тысяч единиц оборудования потребовалось установить на площади 100 тыс. кв. метров. Были освоены новые технологические процессы: точное литье под давлением из алюминиевых сплавов, высоко­точная механическая обработка изделий методом раска­тывания и другие.
Успешному освоению таких уникальных процессов способствовала практика размещения временных участков по специализации цехов, где производилось опробо­вание изготовления с переналадкой всех деталей произ­водства тормозной аппаратуры и проведение контрольной сборки приборов.
Не удалось только получить крупные штамповки с прессов «Аида», так как их невозможно было разместить на временных участках.
Корпуса нового производства уникальны в своем роде. Оно оснащено самым передовым и современным обору­дованием, здесь применяются лучшие достижения науки и техники, использован и обогащен опыт многих ведущих фирм из Японии, ФРГ, Италии — государств, пользующихся мировым признанием в области автомобилестрое­ния. По оценке иностранных специалистов, побывавших на заводе в Рославле, производство тормозной аппарату­ры соответствует самому высокому мировому уровню.
В мае 1981 года были отправлены на КамАЗ первые 300 комплектов тормозных аппаратов, а 30 июня приказом Министра автомобильной промышленности за­вод «Автозапчасть» и завод тормозной аппаратуры были объединены, завод стал называться «Автоагрегатный».
В декабре 1982 года за достигнутые успехи в социа­листическом соревновании в честь 60-летия образования СССР завод занесен в Книгу Трудовой Славы Смоленской области |3.
В настоящее время завод изготавливает 1017 наиме­нований товарной продукции. Выпускаемую тормозную аппаратуру отличает высокое качество, надежность и бо­лее низкая, по сравнению с изделиями зарубежных фирм, цена.
По итогам 1995 года объем товарной продукции (в со­поставимых ценах), выпускаемой заводом, составил 124,9% к уровню 1994 года.

Продукция завода поставляется более 300 потребите-ям, в том числе и основным, таким, как ЗИЛ, КамАЗ, /\АЗ, ПАЗ, ГАЗ и другим.
В 1992 году коллектив завода начал освоение новой родукции — топливной аппаратуры для дизельных дви­гателей. Для этого потребовалось построить новый кор­пус площадью 12,6 тыс. кв. метров, приобрести и устано­вить современное высокопроизводительное оборудование ведущих станкостроительных фирм Западной Европы, разработать новые технологические процессы.
С расширением производства растут и производствен­ные площади завода. Сейчас они составляют более 200 тыс. кв. метров. На заводе работает более 5000 человек.
Для улучшения быта и отдыха работников завода и жителей нашего города на средства предприятия были построены микрорайоны со всем комплексом социально-бытовых услуг. Детские комбинаты «Светлячок» и «Золотой ключик» на 210 мест каждый, две средние школы, поликлиника в 15 микрорайоне — вот далеко неполный перечень объектов, которыми пользуются многие рос-лавльчане.
В 1973 году начал функционировать заводской сана­торий-профилакторий «Зиловец» в районе деревни Голо-евка. Санаторий рассчитан на лечение и отдых 200 чело­век одновременно.
Многопрофильный санаторный комплекс включает 3 двухэтажных жилых корпуса с палатами на двоих, ле­чебный и административный корпус, клуб и столовую.
Комплекс лечебных процедур положительно влияет на лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, орга­нов дыхания, печени и желудочно-кишечного тракта.
В санатории работают кабинеты стоматологии, подводного душа-массажа, электросна, электросветолечения, массажа. Большой популярностью в общем комп­лексе лечебных услуг пользуется бальнеолечение: хвой­ные, кислородные, минеральные, жемчужные ванны. Успешно применяется для лечения многих заболеваний грязь курорта «Кемери».
К услугам отдыхающих — клуб, библиотека, читаль­ный зал. Часто демонстрируются фильмы, проводятся танцевальные вечера отдыха.
Большой популярностью в летнее время пользуются заезды матерей с детьми. За время существования ле­чебницы здесь отдохнули и поправили свое здоровье десятки тысяч заводчан и их семей, которые поступают сю да согласно данным диагностического наблюдения и ре зультатам профилактических осмотров.
Проектирование учебного спортивно-оздоровительно го центра (УСОЦ) «Прудок» началось в 1976 году. С 1978 го да здесь была открыта лыжная база с оборудованным вагонами-общежитиями, на которой проводятся завод­ские массовые спортивные мероприятия в зимний период. А в 1986 году лыжные трассы в «Прудке» были утверж­дены Госкомспортом, и именно здесь стали проводиться соревнования самого высокого российского ранга.
В 1988 году в Прудке было окончено строительство пионерского лагеря с зимней базой более чем на 300 че­ловек.
Расположенный в сосновом бору, на берегу озера УСОЦ «Прудок» предназначен не только для проведения учебно-тренировочных, спортивно-массовых мероприятий, но и является любимым местом отдыха заводчан и жителей города.
Есть у рабочих автоагрегатного завода и свой физ­культурно-оздоровительный комплекс (ФОК). Он был организован 1 августа 1991 года. За сравнительно неболь­шое время его существования около 20 тысяч человек поправили здесь свое здоровье. Основа ФОКа — медико-физкультурный оздоровительный центр, в котором рабо­тает 2 врача и 14 медиков со средним специальным об­разованием.
Полная диагностика, УЗИ, иридодиагностика, реаби­литация, консультации психотерапевта — вот далеко не полный перечень того, что получают больные в физкуль­турно-оздоровительном комплексе.
ФОК имеет современную спортивную базу: спортив­ный, тренажерный и борцовский залы, бильярдная, две сауны с микробассейнами и комнатами отдыха, прекрас­ный 25-метровый бассейн с раздевалками, душевыми и залом сухого плавания. Во дворе ФОКа хоккейная и горо­дошная площадки, теннисный корт.
Особое внимание уделяется воспитанию юных спорт­сменов. В детско-юношеской спортивной школе завода, которая существует 17 лет, занимается более 600 учащих­ся. Здесь ведутся тренировки по футболу, легкой атлети­ке, волейболу, лыжным гонкам, вольной борьбе и самбо. Учащиеся школы принимают участие в региональных и российских соревнованиях.

Гордостью заводчан и жителей нашего города явля­емся Дворец культуры «Россия» Рославльского автоагре-тного завода. Это здание с двумя концертными залами, «з\имним» садом и комнатами для кружковых занятий. Планируется открытие в ДК «Россия» зала бракосоче­таний, что также существенно дополнит культурный об-лцк нашего города. Молодой творческий коллектив Дворца культуры делает все возможное, чтобы стать центром досуга и отдыха для населения всех возрастов. За пять лет существования организованы детский танце­вальный коллектив «Бусинка», хореографическая группа «Галатея» и «Ретро», русский народный хор, постоянно работают вокальная студия, детские кружки, различные курсы и зал компьютерных игр.
На современном этапе развития, при переходе к рыноч­ной экономике, Рославльский автоагрегатный завод, ак­ционерное общество закрытого типа, филиал акционер­ного Московского общества ЗИЛ оказался в сложной эко­номической ситуации. Это объясняется рядом причин, одна из которых, по мнению С. Сергеева, автора статьи «На пути к стабилизации» состоит в том, что машиностроительные предприятия представляют ту отрасль промышленности, которая в современных экономических ус­ловиях понесла очень крупные потери: спад здесь особенно глубок, конкуренция импорта высока, выход на зарубежные рынки очень не прост, а спрос со стороны государства резко упал 14.
Перед руководством завода, которое с 1985 года воз­главляет Е. А. Самородский, стоит много производствен­ных и социальных задач, и одна из них связана с большой задолженностью предприятия по выплате заработной платы. Стратегическое значение для завода приобрела проблема неплатежеспособности потребителей, проблема энергоносителей и роста цен на них. Необходимо найти пути серьезной экономии энергоресурсов, как газа, так и тепловой и электрической энергии.
Вместе с тем на заводе проводится работа, цель ко­торой заложить долгосрочные перспективы развития предприятия. Идет организация производства топливной аппаратуры. При участии специалистов из Германии за­вершается монтаж обеих линий, идет опробование.
Проходят испытания первых опытных насосов, серий­ный выпуск которых планировалось начать в 1996 году. Руководство завода считает, что у новой продукции есть
ряд преимуществ перед продукцией конкурентов. Объяс няется это тем, что практически все производители топ ливных насосов в России имеют устаревшее оборудова ние, в то время как на оборудовании, смонтированном  в Рославле, можно производить продукцию самого высокого качества и с меньшими затратами, что очень важно для ее потребителей в условиях рынка.
Работы по организации нового производства топлив­ной аппаратуры продолжаются. Автоагрегатный завод прорабатывает вопрос об организации совместной с чеш­ской фирмой «Моторпал» инженеренговой фирмы, кото­рая позволит обеспечить производство кадрами, способ­ными разрабатывать новые топливные насосы.
В Чехии уже прошли соответствующую стажировку трое работников автоагрегатного завода, еще 20 человек работали на фирме «Моторпал» с целью повышения сво­его производственного уровня.
Сотрудничество с «Моторпалом» не ограничивается только инженерными разработками. Рассматривается воз­можность взаимных поставок элементов топливного насоса.
Большие перспективы раскрывает перед коллективом Рославльского автоагрегатного завода работа по созда­нию совместного производства по тормозной аппаратуре и налаживанию контактов с потребителями на Западе. Сейчас выполняется крупный заказ по поставкам нормалей в Германию и Иран. Он производится в соответствии с тре­бованиями заказчика и должен стать постоянным, а объемы поставок будут расти. В этом случае будет найден не только хороший рынок сбыта продукции автоагрегатного завода, но и немало рославльчан будет обеспечено работой.
Для представления перспектив развития Рославль-ского автоагрегатного завода важна информация и о си­туации в целом по АМО «ЗИЛ», поскольку от положения на головном предприятии зависит благополучие его фи­лиалов. После появления нового Генерального директора отмечаются некоторые изменения. Суть их состоит в серь­езном улучшении для ЗИЛа условий по получению крат­косрочных кредитов, поступают деньги для формирова­ния оборотного капитала ЗИЛа |5.
В то же время заметен и упор на более коммерческий, рыночный характер функционирования предприятия. Ос­новная задача, которая ставится сейчас,— текущая ста­билизация экономического положения акционерного об­щества.


                                                Литература
'—6 Социально-экономическое положение Рославльского района в 1996 го­ду.— Рославльская правда. 1997, № 15, с. 2.
7~8 Архив Рославльского историко-художественного музея, пап. № 100.
9 Марфенков М. Этапы большого пути.—Рославльский машино-строитель, 1993, № 11, с. 2.
'О—11 Это наша с тобой биография.—Рославльский машинострои­тель 1993, № 11, с. 3.
Марфенков М. Этапы большого пути.— Там же.
13   Это наша с тобой биография.— Там же.
14   Сергеев С. На пути к стабилизации.— Рославльская правда, 1995.
№ 70, с. 1.
15   Даже работу еще нужно заработать.— Рославльская правда, 1995,


Статья опубликована в книге "Рославль" в 1997 году.

 


 

 

Сайт создан в системе uCoz