Рославльская панорама

Главная страница
Галереи
Воспоминания

 

Н. Корнеенко: Писатель и ученый Айзек Азимов.



ПИСАТЕЛЬ И УЧЕНЫЙ АЙЗЕК АЗИМОВ
С Рославльской землей связано и имя одного из крупнейших писателейфантастов XX века Айзека Азимова.
Произведения его пользуются поистине всемирной из­вестностью, все мало-мальски интересующиеся фантастикой знают и любят этого большого мастера. Книги Ази­мова регулярно переиздаются и переводятся на многие языки мира. Но даже те, кто знает и любит творчество Азимова, зачастую не знают, что жизнь его началась со­всем неподалеку от Рославля, в местечке Петровичи. В начале 20-х гг., как раз тогда, когда семья будущего писателя жила здесь, Петровичи входили в состав Рос­лавльского уезда. Сейчас же это Шумячский район. Но в любом случае это близкое соседство, и мы по праву считаем Азимова своим земляком.
Хотя провел Азимов на родине только первые три года своей жизни и, конечно, не запомнил ни красивого ста­ринного парка, ни озера, ни обступившего Петровичи ле­са, богатого грибами и ягодами, но в книге воспоминаний «Пока свежа память» он писал, что родители его были счастливы в России и всегда с нежностью вспоминали родину. А в письме, присланном сотрудникам Шумячского музея в марте 1988 года, Азимов писал: «Я никогда не забывал, где родился». Тем же фактом, что он родом со Смоленщины, откуда и первый космонавт мира Юрий Га­гарин, всегда гордился.
Чтобы представить себе Петровичи начала века, обра­тимся к статье сотрудницы Шумячского музея В. П. Максимчук, напечатанной в №№ 7—8 за 1992 г. журнала «Край Смоленский». Собирая материал для своего музея, Валентина Павловна ездила в Петровичи, где встреча­лась со старожилами, хорошо помнящими те времена, когда в Петровичах жила семья Азимовых.
По их словам, это было богатое селение, расположен­ное в очень красивом месте с удивительно здоровым мик­роклиматом. Петровичане почти не имели пахотной земли г и хлеб не выращивали, а имели только небольшие огороды, где росли овощи и картофель. Основным занятием жителей села были кустарный промысел и торговля. Село было многонациональным. Здесь жили русские, евреи, украинцы, белорусы и поляки. А потому были в Петровичах, помимо православной церкви, также костел и синагога. Разговаривали жители села на смешанном языке со своеобразным, присущим только им акцентом.
В селе имелись больница, двухклассное училище, поч­товое отделение, любительский театр, ставивший пьесы f А. Островского, Л. Толстого. А. Чехова и других классиков.
Вот здесь, в небогатой еврейской семье, и родился бу­дущий великий фантаст. Его отец в ранней молодости помогал работать на семейной крупорушке (специальное приспособление по очистке гречки), а после революции стал бухгалтером в сельпо. Он был человеком для того времени образованным, много читал, руководил люби­тельским еврейским драмкружком, в котором сам часто играл главные роли. В 1919 году Юда Юзимов (так тогда звучала семейная фамилия) женился на молодой девушке из того же села Рахили Берман. Отец ее умер, мать одна воспитывала пятерых детей. Единственным источником доходов для семьи была кондитерская лавка, да еще под­собное хозяйство, огород, домашний скот и птица. Моло­дым пришлось самостоятельно становиться на ноги.
В январе 1920 года в семье родился сын Исаак, в 1923 году — дочь Марсия. В 1923 году по приглашению брата Рахили, который еще до первой мировой войны уехал в Америку на заработки, семья Азимовых также уезжает в Соединенные Штаты.
Поселились они в Бруклине, где отец из-за плохого знания языка не смог работать по специальности, а поэтому открыл свою кондитерскую лавку. Больших дохо­дов она не давала, но все же позволила родителям дать Айзеку (так на американский манер стали его теперь называть) неплохое образование. Тем более, что учился он легко. В 11 лет Азимов кончил школу, в 15 — колледж, в возрасте 19 лет получил в Колумбийском университете диплом бакалавра, в 21 год — ученую степерь магистра, в 27 — доктора. В 1949 году он доцент, а затем профессор биохимии медицинского факультета Бостонского университета.
Фантастикой он увлекся с детства, с того момента, когда 9-летним мальчиком стал читать журнал «Эмейзинг сториз». Этот же журнал в 1939 году опубликовал первую повесть Азимова «Брошенные на Весте». С этого момента параллельно с научной работой Азимов посто­янно печатал свои фантастические рассказы и романы и в скором времени стал одним из популярнейших авторов, работающих в этом жанре. Только в 1958 году он окон­чательно решает посвятить себя литературному труду. Но, к большому сожалению своих многочисленных по­клонников, оставив научную работу, Азимов стал усилен­но заниматься не писанием фантастических романов, а популяризацией науки.
Среди научно-популярных книг, принесших ему ми­ровую известность, можно назвать «Биографическую эн­циклопедию по науке и технике», «Вид с высоты», «Крат­кую историю биологии», «Язык науки», «Нейтрино», че­тырехтомную «Историю Северной Америки», комментарии к пьесам Шекспира, произведениям Мильтона и Бай­рона, путеводитель по Библии. Первую часть этой книги под названием «В начале» выпустило на рус­ском языке издательство «Политическая литература» в 1989 г.
Всего же он написал не менее 400 книг и тысячу статей по самым разным отраслям знаний. Разносторонность его интересов поразительна — космология, астрофизика и физика микромира, математика, химия, биология и био­химия, история, литературоведение, футурология, энер­гетика, медицина, кибернетика, общие вопросы техники, лингвистика, психология, антропология — вот далеко не полный перечень областей знания, о которых он писал свои работы. И все они, даже не самые удачные (что естественно при такой широте интересов) написаны живо и образно, насыщены множеством сведений, а поэтому читаются с неизменным интересом.
Что касается внешних событий жизни, то их крайне мало, так как почти все свое время Азимов посвящает работе. Его книги выходили одна за другой. Он по праву считается одним из самых плодовитых американских пи­сателей. Одушевленной пишущей машинкой называли его. Он печатал по 14 часов в сутки и ничто не могло оторвать его от работы.
Азимов безвыездно живет в Нью-Йорке, в большой квартире на 33 этаже, а районе Центрального Парка. Всего один раз в жизни, в годы войны, по поручению правительства он вылетал на Гаваи, но больше никогда не поднимался на борт самолета. Он лауреат 14 почетных степеней различных университетов мира, и все были вру­чены ему дома. От остальных ему пришлось отказаться, так как нужно было лететь в Европу на церемонию вру­чения дипломов. А ему хотелось успеть осуществить все, что задумано. Он писал в своем письме на родину: «Всю свою жизнь я только и делаю, что пишу, и со стороны это должно казаться невероятно скучным... но работа дает мне большое внутреннее удовлетворение».
Вот таким он был — широкообразованным, целеуст­ремленным, собранным, умеющим ценить время, очень ответственным. Однако отнюдь не «роботом со словарем вместо мозга», как иногда называли его злые языки, а жизнелюбивым и открытым человеком. Он очень любил своих детей от первого брака, и, как сам писал, был «очень счастлив во втором браке с Дженет Джеппсон, психиатром и писательницей».
И был Азимов не только Председателем Американ­ской Ассоциации гуманистов и Почетным редактором на- учно-фантастического журнала, носящего его имя, но и председателем мужского клуба, на заседаниях которого показывал себя незаурядным шоуменом, то есть был че­ловеком, которому ничто человеческое чуждо не было.
Особое место в общественной работе Азимова зани­мала борьба за мир. Большой ученый он больше кого бы то ни было понимал, к каким непоправимым последстви­ям может привести развязывание новой войны. Известны его выступления перед Конгрессом США и в комиссии безопасности ООН «За полное разоружение, против по­литики «звездных войн».
Многие его произведения также служат предостере­жением против опасных тенденций в развитии общества. В одном из своих обращений к читателям он писал: «Ис­тория достигла точки, когда человечеству больше не раз­решается враждовать. Люди на Земле должны дружить. Я всегда это старался подчеркнуть в своих произведениях...
Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людь­ми. И я совершенно серьезно считаю, что фантастика есть одно из звеньев, которые помогают соединить человече­ство».
Эта сторона творчества Азимова нашла признание у современников и соотечественников писателя. Не случай­но поэтому в повести американского писателя-фантаста Р. Блоха «Образ жизни», в которой описан прекрасный и справедливый мир, построенный по представлениям пи­сателей-фантастов, одним из пяти апостолов этого обще­ства, больше всего сделавших для того, чтобы этот мир появился, назван Айзек Азимов.
У нас в стране Азимов, популяризатор науки известен пока мало, хотя в последние годы издательство «Наука» старается ликвидировать этот пробел. Теперь работы Азимова «Язык науки», «Мир углерода», «В начале» и некоторые другие служат делу распространения научных знаний и в нашей стране.
Куда больше повезло художественной прозе писателя. На русский язык переведены все лучшие произведения Азимова, и он уже более 30 лет является одним из лю­бимых и читаемых фантастов в нашей стране.
Наиболее известными его работами являются — фи­лософский роман «Конец Вечности» (1956 г.), серия кос­мических детективов, объединенных общим героем детек­тивом Бейли,— «Стальные пещеры» (1954 г.), «Обнажен­ное солнце» (1957 г.), «Роботы Утренней зари», трилогия «Основание» и роман «Сами боги», который в 1973 г. дважды был удостоен высших наград, которыми в США отмечаются лучшие научно-фантастические произведе­ния,—премиями «Ньюбола» и «Хьюго».
Но, несомненно, самой любимой читателями и самой популярной в творческом наследии писателя стала книга рассказов «Я — робот» (1950 г.).
Основная тема их — взаимоотношение людей и робо­тов. Успеху книги во многом способствовал мягкий юмор и остроумные сюжетные ходы, а также яркие запомина­ющиеся характеры сотрудников фирмы «ЮС Роботе Энд Мекеникэл Мен Корпорейшн», которая объединяет сю­жеты всех рассказов. Это и испытатели новой техники Пауэлл и Донован, которые в каждом рассказе попадают в сложные ситуации и с честью из них выходят, и «мозговой центр» фирмы — Богерт и Леннинг с их вечной борьбой за первенство, и, конечно же, Сьюзен Кэлвин — робо- психолог, удивительная женщина, любящая роботов и вечно вступающая с ними в борьбу. Да и сами роботы наделены, если так можно выразиться об электронных механизмах, индивидуальностью. Они совсем не похожи друг на друга — нежный и преданный своей маленькой хозяйке робот-нянька Робби и злосчастный изобретатель- робот Эл-76, который попал не сюда. (Кстати, рассказ этот сам Азимов включил в антологию лучших фантасти­ческих рассказов, как самое лучшее свое произведение в этом жанре). Мозг, который от перенапряжения вдруг приобрел чувство юмора и даже занявший пост Мэра Стивен Баерли, который, судя по его порядочности, мог быть только роботом или лучшим из людей. Потому что существование и поведение Азимовских роботов регла­ментируется Тремя законами роботехники. Законы эти, сформулированные Азимовым, обеспечили ему, по словам Бредбери, «место в антологии великих философов мира сего». Они были подхвачены всеми фантастами мира, и с той поры ни один из роботов ни в одной книге не по­являлся не вооруженный ими.
Звучат они так.

  1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
  2. Робот должен повиноваться всем приказам, кото­рые дает человек, кроме тех случаев, когда это противо­речит Первому закону.
  3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам.

В чем же причина такого успеха Трех Законов, в ко­торых на первый взгляд вроде бы нет ничего особенного. Как однажды заметил доктор технических наук А. Шилейко: «Если хорошенько подумать, три закона совпада­ют с основными принципами большинства этических си­стем, существующих на Земле. Конечно, каждый человек наделен инстинктом самосохранения. У роботов это Тре­тий закон. Каждый порядочный человек, чувствующий свою ответственность перед обществом, подчиняется оп­ределенным авторитетам, у роботов—это Второй закон. Кроме того, предполагается, что каждый хороший чело­век должен любить своих ближних, как себя самого, всту­паться за своих друзей, рисковать своей жизнью ради других. Для роботов — это Первый закон».

И, может быть, именно потому, что в произведениях Азимова главное — не сюжет, не описание технических достижений, а вековечные проблемы Добра и Зла, книги его не подвластны моде. Множество кумиров-однодневок появилось за эти годы в литературном мире, но они ухо­дили, а книги Азимова, как и все настоящее со временем становится только значительнее, принося заслуженную славу их создателю — сыну двух великих держав — России и Америки.


Статья опубликована в книге "Рославль" в 1997 году.


 

 


 

 

Сайт создан в системе uCoz