Рославльская панорама

Главная страница
Галереи
Воспоминания

 

Ив. Ив. Орловский. "ПУСТЫННОЖИТЕЛЬСТВО ВЪ РОСЛАВЛЬСКИХЪЛЕСАХЪ "Современное состояние бывших Рославльских пустынь.



Прошло уже около 80-ти лет со времени «истребления» Рославль­ских пустынь и прекращения в них отшельничества, но и до сих пор в местном населении хранится память о пустынножителях, и в жизни здешнего края чувствуется веяние того духа, который утвердился здесь под влиянием отшельников. Этот дух проявляется в религиозности мест­ного населения, в его преданности уставам церкви, в благоговейном почитании святых мест и обителей, прославленных подвигами благо­честивых старцев. Белые Берега, Тихонова пустынь, Оптина пустынь известны местным жителям не только по имени. Многие, пользуясь сравнительной близостью этих обителей, ездят или ходят туда пешком по несколько раз в жизни для говенья и поклонения святыням. С уст­ройством в Жиздринском уезде, недалеко от границы Даниловичского прихода, монастыря, называемого в память его основательницы, смо­ленской помещицы, Белокопытецким, вошло в обычай паломничество в этот монастырь, недавно еще сиявший подвигами и жизнью своего прозорливого духовника отца Андрея (Щеголева). Не только крестья­не, но и интеллигентные лица в посты (особенно в Успенский) имели обычай путешествовать к отцу Андрею для духовного назидания и исповеди у него.
Единственно влиянию прежних отшельников следует приписать до­ныне сохранившуюся в церквях описываемого края строгую уставность богослужения, сделавшуюся традицией, с которой сжились при­хожане, и которую не могут безнаказанно нарушать вновь поступаю­щие пастыри. Усиливающийся с развитием отхожих промыслов (на шахты и заводы юга) дух нравственной распущенности и религиозно­го равнодушия еще не в силах бороться с установившимся укладом жизни, отмеченным патриархальной простотой и религиозностью. Еще живы воспоминания о подвизавшихся здесь отшельниках, еще целы их могилы, сделавшиеся местами благоговейного поклонения для на­рода. Народ еще помнит имена некоторых пустынников и поминает их за богослужением. Бывало, в детстве, стоя на клиросе, принимаешь для передачи в алтарь от крестьян поминальницы. Много перейдет че­рез руки этих маленьких книжечек в простых переплетах, писанных красиво или полуграмотными каракулями. Среди них особенно выде­лялись старые, переплетенные в кожу книжечки, помеченные вместо подписи крестом, кружком или другой какой фигурой, сделанной на крышке переплета при помощи шила или простого ремешка. В этих поминальницах, писанных полууставом, на первом месте обыкновен­но стояли имена таинственных монахов или схимонахов - Дорофея, Никиты, Льва, Авраамия и др. Тогда мало занимали вопросы о жизни и месте подвигов этих монахов, хотя в то время еще живы были старики, помнившие их лично или по рассказам и могшие передать много инте­ресного о них.
Впоследствии пишущему эти строки пришлось случайно увидеть даже могилу отшельника. В мягкий январский день шумная компания охотников направлялась в Жиздринские леса на облаву медведя. Неда­леко от границы Смоленской губернии охотники углубились в густой лес, откуда оставалось не более 8 верст до Белокопытецкого монасты­ря. Чем далее, тем лес становился гуще и темнее. Настроение охотни­ков изменилось: разговоры умолкли, лица стали серьезнее. И вдруг, совершенно неожиданно, среди леса открылась небольшая полянка. У одного края ее виднелась могила в черной оградке. На могиле - чер­ный восьмиконечный крест. Невольно все перекрестились и подумали о предстоящей встрече с диким зверем: не предзнаменование ли эта могила? Чего не бывает на охоте? Лесничий вскоре объяснил, что здесь жил и погребен отшельник Мелхиседек. Охотники, никогда не помыш­лявшие об отшельниках, далекие от всего круга их идей и стремлений, искренно подивились силе воли пустынника и трудности его подвига. На некоторых же эта встреча произвела глубокое впечатление, застави­ла впоследствии подумать о своей жизни и окончить ее в примирении с верой и Церковью.
Познакомившись с жизнью Рославльских пустынножителей и с де­лами «об истреблении пустынь», я решил лично посмотреть, что осталось от знаменитых некогда Рославльских пустынь, находившихся в Екимовичском и Даниловичском приходах. В пасмурный июньский день 1903 года выбрались мы с молодым екимовичским священником, от­цом Сергием, на осмотр бывших пустынь. На месте дремучих Рос­лавльских лесов теперь виднелись густые полосы ржи. Кое-где при­ютились серые деревни, построенные уже после 61 года (само село Екимовичи устроено в годы разорения пустынь). Верстах в трех от села, возле деревни Кулешова Буда, находится Монашеский ров, называе­мый так и в помещичьих межевых книгах, составленных еще в годы генерального межевания при Екатерине II. В этом рву когда-то жили старцы Адриан, Никита и др. Могила Никиты сохранилась до настоя­щего времени. Над ней устроена деревянная пятиглавая часовня, стоящая на небольшой площадке, на половине крутого склона рва. Здесь ров расширяется, а к верховью своему он уже и покрыт зарос­лью. Ниже часовни - колодезь. По дну рва течет ручеек, еле заметный в высокой траве. Склоны рва заросли молодым березняком и елью. Вокруг - чистые поля и облоги. В тусклый дождливый день Монашес­кий ров со своей часовней и жидкими березками напоминал характер­ные пейзажи на картинах Нестерова и Васнецова. При некотором уси­лии воображения, глядя на эти березки, колодец, часовню, можно было представить себе прежнюю пустынь с кельей пустынника среди дере­вьев, и странное, какое-то мистическое чувство охватывало душу. Вот- вот, казалось, раздвинутся темные ветви и выйдет на полянку древний согбенный старец в теплой шапке, в сннятинном подряснике, с косты­лем в руке... А мелкий, «спорный» дождик так и сыплется сверху, окутывая окрестность словно серым туманом. Спутник мой, отец Сер­гий, отворил замкнутую часовню. Гладкие стены ее увешаны иконами, среди которых находится и старый деревянный крест с могилы старца. Посередине часовни возвышается каменный саркофаг в форме обык­новенного гроба на ножках. На верхней стороне его рельефно высече­ны крест, копье и трость, ниже - развернутое Евангелие со словами: «Заповедь новую даю вам -да любите друг друга» (Иоанна 13,14). По бокам гробницы также надписи, в головах: «Здесь покоится блажен­ный пустынник и подвижник о Христе Никита. Господи, прими дух его с миром!». В ногах: «Почил о Еосподе29 марта 1793 года, житье его было 98 лет. Помяни его, Господи, во царствии Твоем!». С правой сто­роны: «Памятник сей и часовня сооружены старанием председателя попечительства, помещика Николая Михайловича Суходольского, при участии Екимовичского волостного старшины Стефана Афанасиева, церковного старосты Никанора Евстафиева, прихожан и почитателей. Сооружена и освящена 15 сентября 1897 года причтом села Екимовичи». С левой стороны - молитва «В покоищи Твоем Господи». Вокруг фундамента гробницы - молитва «Святый Боже». Возле гробницы - аналой и 3 подсвечника. Три высоких с решетками окна дают внутрь часовни много света. Дверь, противоположная входной двери, ведет на крылечко, от которого спускается лестница к колодцу. Все это уст­роено недавно, и не без больших хлопот. Раньше здесь была только могила с крестом. Торжественное освящение часовни привлекло мно­жество народа, особенно в крестный ход из села Луги с иконой чудо­творца Николая, весьма почитаемого в округе. И раньше могила Ники­ты посещалась народом, сохранившим почему-то за ней одной память о погребенном в ней. Теперь из соседних приходов Ельнинского, Брян­ского и Жиздринского уездов сюда собираются тысячи людей в дни поминовения старца 15 сентября, 29 августа, на Переплавную среду и Семик. На могиле служат молебны и пьют из колодца воду. Существу­ют рассказы о чудесных исцелениях, которые, к сожалению, не запи­сываются.
От могилы старца Никиты мы поехали к деревне Васино, версты за три от нее. За ней во рву течет речка Болдачевка, возле которой жили старцы Афанасий, Моисей, Антоний и другие. Здесь леса вовсе нет, кругом одна рожь. В полуверсте от деревни, вниз по течению Болдачевки, на берегу речки виден полусгнивший колодезь, выкопанный старцами. Выше его, на краю оврага - могила с крестом. По словам крестьян, здесь похоронен старец Феофан. На кресте под голубцом висят ленточки, образки - приношения богомольцев. На могиле лежит четы­рехугольный камень без всяких надписей, но весь покрытый сверху выпуклыми лепешечками неправильной формы, в количестве до 20 штук. Трудно сказать, игра ли это природы или дело рук человека. Вернее первое, ибо человек скорее высек бы на камне крест или имя умершего, чем какие-то лепешки (крестьяне называют их просвирка­ми). Вот и все, что осталось от пустыни Моисея и Антония. Внизу по оврагу течет речка, возле нее - одинокие ольхи. Никаким усилием во­ображения нельзя представить себе здесь дремучий лес, пустыню, ке­льи старцев - все кругом запахано и засеяно рожью. Нельзя даже оп­ределить, где стояли кельи старцев, положение которых подробно опи­сано отцом Моисеем. Здесь чувствовалось еще тоскливее, чем у мо­гилы Никиты. Крестьяне указывали и другие следы пустынножитель­ства. По дороге к деревне Васино - печище (остатки жилья), другое печище дальше Васина, возле дороги в деревню Гапиевку. Возле де­ревни Заплоски, на границе земли Дурова, бывшей Храповицкого, а ныне Пригодина, - могила с крестом, но кто там погребен, никто не мог определенно сказать. Подробное обозрение этих мест, несомнен­но, могло бы пролить некоторый свет на прошлое, но в то время непо­года и недосуг помешали заняться этим. Сняв фотографии с Монашес­кого рва и надгробия Никиты, мы уехали в село, когда уже смеркалось.
Гораздо больше сохранился характер пустыни, где жил Арсений. Здесь Десна, встретив на своем пути высокий кряж Бай горы, делает изгиб, образуя полуостров, на котором находятся деревни Остров и Курдеевка. Левый берег Десны низменный, луговой, правый же пред­ставляет ряд высоких холмов, круто спускающихся к Десне. Издали Бай горы, покрытые лесом, очень красивы, но вблизи от них веет чем- то диким и угрюмым. Высокие конусообразные холмы спускаются к реке террасами, от подошвы которых верхушки холмов кажутся где-то в неприступной выси. Некоторые холмы имеют куполообразную фор­му и в народе называются ковригами. Между холмами глубокие пади, заросшие лесом, отчего они выглядят еще темнее и мрачнее. Теперь здесь приволье волкам, а в старину в них укрывались разбойники, клады которых хранятся, по преданиям, чуть не в каждом бугре. То там, то сям виднеются неровные ямы - это следы работы кладоискате­лей, усердно разыскивающих клады и в настоящее время. В этих то лесах, в местности, называемой Лундеж, и жил Арсений; но где имен­но стояла его келья, никто не помнит. Мой проводник, крестьянин, сам искавший клады в Бай горах, рассказывал, что лет 20 тому назад ка­кой-то фельдшер нашел на берегу Десну, в подземном погребе, бочку с золотом. Теперь там еще видны кирпичи в форме плиток. К сожале­нию, не пришлось осмотреть это место и определить - остатки ли это какой древней постройки (быть может, древнего храма) или простое печище на месте кельи какого-нибудь отшельника. Как бы то ни было, но Бай горы и теперь производят сильное впечатление. Среди этих буг­ров, падей и лесов живее ощущается веяние старины, и таинственные величавые образы народных преданий кажутся близкими и реальны­ми. Становится понятным стремление пустынников в это царство без­молвия и тишины, где человек в немом созерцании величия и красот природы чувствует себя ближе к Богу. Но в то же время жуткое чув­ство охватывает душу при мысли прожить одному долгие годы среди этих красот. И жизнь пустынников представляется сплошным тяжелым подвигом, превышающим слабые силы современного человека.
По рассказам старожилов, могилы пустынножителей были и в со­седних с Екимовичским приходах. Так, в Трояновском приходе, возле деревни Сосновки, видна и теперь могила (не могила ли это отца Дорофея, которую другие указывают возле Зимниц: обе эти деревни лежат близко друг от друга). Была могила, говорят, возле села Уварова, где в роще жил пустынник. В лесу Уваровского прихода жила пустынница Екатерина Зикеевна, весьма уважаемая народом за благочестие и про­зорливость. Но от всех этих пустынь ничего не осталось: везде на мес­те дремучих лесов голые поля, и все следы пустынь запаханы и засея­ны хлебом.
Понятно поэтому, какой приятной неожиданностью было случайное открытие, что в Даниловичском приходе и по сие время существует лесная келья, где уже много лет живет настоящий старый отшельник. Старожилы, дававшие справки о прежних пустынножителях, совер­шенно упустили из виду современного. Воистину, нет пророка в отече­стве своем!
6 августа 1903 года в Даниловичском храме, среди подходивших к святой чаше причастников, общее внимание обратил на себя высокий, крепкий на вид старик в заплатанном подряснике и лаптях, с длинными волосами, светлыми глазами и особенным, осмысленным и кротким выражением лица, какого не бывает у рядовых крестьян, вечно озабо­ченных недоимками, неурожаями и другими житейскими делами. Мно­гие видели старика в первый раз. Мелькнувшая сразу в голове мысль, что старик не иначе как отшельник, подтвердилась словами знавших его. Это был Диомид, обитатель кельи на месте бывшей Леслевской пустыни. После обедни старец с удовольствием принял предложение выпить в доме стакан чаю. Но о прежних пустынниках он знал немно­го, о себе же говорил неохотно и вообще заметно старался соблюсти «хранение устам своим». На просьбу позволить снять с него портрет он решительно отказался: и некогда ему, и грех это - и затем стал торопливо прощаться.
Пришла зима. В самый Крещенский сочельник подъехали мы к пу­стыни Диомида, едва не утонув при переезде через речку Присмару, на правом берегу которой, между деревней Сырокореньем и усадьбой господина Евстафьева, расположена она, в полуверсте от проезжей дороги. Пустынь представляет смешанную рощу вроде пасеки, вели­чиной с десятину, обнесенную тыном. Вокруг голые поля. Вход в пус­тынь у самой воды и представляет простую прореху в тыну, куда нужно влезать согнувшись. За тыном сейчас же в земле колодезь, от него по скату берега тропинка наверх, к келье, окруженной елями. Келья - новая хатка с тесовым крылечком, с высокой трубой и двумя оконцами. Она обнесена завалиной из костры и обставлена до крыши сухими бе­резками, какими-то жердочками и т. п., так что и стены, и окна чуть виднеются из-за них. Окна почти доверху закрыты соломенными щи­тами. В общем, келья выглядит весьма симпатично и уютно. Сзади ке­льи виднелись огородные грядки. На наш осторожный стук Диомид, наперед спросив «Кто там?», отворил дверь. Первая комната с одним окном, служащая летним помещением, завалена дровами, стружками, принадлежностями пчеловодства. По стенам висит лук и сухие вени­ки. Вторая половина, теплая, разделена перегородкой на две маленьких комнаты, большую часть которых занимает русская печь. Здесь тепло до духоты. В комнате - стол, лавка, полочки. В углу образа, перед ними горит лампадка в изящной подставке, вроде чаши, висит крест из по­зумента, что нашивают на ризы, стоят просвиры. На стене портрет старца Иллариона Троекуровского и маленькие рублевые часы-«ходики». За перегородкой дощатое ложе с веретьем. Вся эта половина не более 4-х аршин в квадрате. После взаимных приветствий и расспросов ста­рец радушно предложил нам чаю. Хотя и был сочельник, но после восьмиверстного проезда по морозу предложение это было весьма кстати, при том же, по словам старца, «в пути шествующим устав послабляет строгий пост». Чай оказался очень вкусен, хотя вместо самовара у старца стоял в печи большой зеленый глиняный чайник с горячей водой. Иногда в келью Диомида заходит с охоты напиться чаю его «барин», поэтому, на всякий случай, старец и держит горя­чую воду.
О средствах к пропитанию Диомида мы уже говорили раньше. На вопрос, не скучно ли ему здесь, старец отвечал, что некогда скучать: пока вычитаешь правило, управишься с печкой, уберешь келью, уже и вечер - нужно становиться на вечернее правило. А нужно же и так что-нибудь сделать: никто ведь не помогает. Все, что в хозяйстве делают 4-5 человек, здесь нужно делать самому одному. Время-то и идет не­заметно. Слава Богу, уже 9 лет здесь прожил.
Старец жаловался на одолевающие его немощи - ревматизм, катар желудка, а в последнее время бессонницу. Неудобно, что местность вокруг открытая, всюду народ. Диомид просил барина построить ему келью в настоящем лесу, но барин дорожит этой пустынью, ибо в ней, будто бы, жил его отец.
Диомид - отшельник «простец». Живет он одиноко, почти среди «мира», без благоприятной для отшельнической жизни среды, которую для его предшественников составляли дремучие леса, безмолвие и близость единомышленной «дружины». Говорили, что он и неграмот­ный. Книг у него, действительно, не видно, хотя он выразился, что «читать» правило и утреню возможно на память.
Незаметно просидели мы в келье около часа. С какой-то по детски нежной ласковостью Диомид хлопотал, чем бы угостить нас, и, добро­душно улыбаясь, отвечал на все наши расспросы. Старец горевал, что часы его остановились, и когда, несмотря на его протесты, часы были разобраны, осмотрены и пущены в ход, благодарности его не было конца. Он даже согласился сняться, когда ему были указаны примеры из жизни почтенных и благочестивых лиц. Помогла также наличность портрета Иллариона Троекуровского в келье старца. Сняли мы и келью старца, окруженную деревьями, и его самого с посохом и веревочны­ми четками в руках. От кельи, сквозь просветы среди зеленых елей, прекрасный вид на речку Присмару, где когда-то «бобровые гоны и сеножати» раздавались князьями литовскими за заслуги своим дворя­нам, и на поля, разделенные оврагами, окаймленные сзади сумрачным лесом, на видневшуюся вдали на холме усадьбу и деревни. А летом здесь еще больше красоты и приволья!
Сопровождаемые напутственными благопожеланиями отца Диоми­да, мы уехали от него под сильным впечатлением впервые увиденной обстановки жизни. Давно ожидаемый снег сыпался сверху, покрывая однообразной белой пеленой унылые поля, которым, казалось, и нет конца-краю. Под сгустившиеся сумерки живее работало воображигае. Ясно представлялась лесная глухая пустынь с выглядывающими на поляну кельями старинных отшельников, и, как длинная лента, развер­тывалась перед умственным взором вся их тихая келейная жизнь в только что виденной у Диомида обстановке...
Встречавшиеся на пути деревни властно напоминали о «мире» с его злобой и вечной борьбой страстей, с его радостями и печалями, имя которым - «суета и томление духа». Понятным становилось отвраще­ние старцев от этого «мира» и их непреодолимое влечение к безмолв­ному пустынному житию, раз изведав которое, они уже не могли со­владать с собой и всю жизнь стремились к нему, как мотыльки к свету. Кому мешало это стремление? Почему не поддержали его вовремя, как поддержал в своем крае безграничную любовь к людям великий святитель Филарет? Заботливо приготавливаемая им для благих семян почва возрастила плод сторицей, от которого и поныне питаются во здравие духовное русские люди, страждущие, озлобленные, помощи и утешения требующие. Почему иначе сложилась судьба Рославльских лесов? Почему мир с его суетой и злобой победил здесь безмолвную пустыню, пережившую поколения и века, создавшую целую школу высокого подвижничества на всю почти Русь? Ответ на это может быть только один: видно, так было угодно Богу! «Не испытания судов Его и не исследование путей Его», но нельзя не веровать вместе с бытописа­телем пустыни, что рано или поздно силой Божьей «место, освящен­ное подвигами лишений, поста и молитвы, орошенное слезами и потом пустынножителей, озарится немерцающим светом Божественной бла­годати во славу Триипостасного Бога и во спасение худородных чад мира сего!».


Оглавление

Вступительная статья......................................................................... 3
История края и начало пустынножительства в нем..................... 9
Краткие биографические сведения о рославльских пустынниках              18
Образ жизни пустынников.............................................................. 48
«Истребление» Рославльской пустыни........................................ 64



Современное состояние бывших Рославльских пустынь........ 86

 


 

 

Сайт создан в системе uCoz