МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ
ОРЛОВСКО-ВИТЕБСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Т.А. Сидорова, член Союза краеведов России,
 музей истории ОАО «Рославльский ВРЗ»

30 октября по старому стилю, т.е. 11 ноября по новому стилю 1837 года состоялось открытие первой  в Российской империи и шестой в мире железной дороги общего пользования между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Путь длиной 27 километров 700 метров был преодолен первым поездом за 33 минуты. В дальнейшем развитие сети железных дорог шло нарастающими темпами. В европейской части России во второй половине XIX века наблюдался настоящий дорожностроительный бум, который коснулся и Смоленщины.
Более 140 лет назад в октябре 1868 г. было открыто движение по участку Орловско-Витебской железной дороги между Витебском – Смоленском – Рославлем. Казалось бы, многое известно об этом событии. Исследователями изучены дореволюционные документы, описаны этапы строительства, неоднократно привлекались данные разнообразной мемуарной литературы. Однако зачастую сопутствующие интересные, познавательные штрихи и детали остаются вне сферы внимания широкого круга читателей и радиослушателей. Новую пищу для ума в этом плане дает недавняя публикация в гуманитарном научно-популярном литературно-художественном журнале «Край Смоленский» (№ 8, 2009 г.). Под рубрикой «Для вас, учителя» здесь помещен материал «Салтыков-Щедрин о скандале в Смоленске», подкрепленный воспроизведением текста самой статьи классика русской литературы и комментариями ученого-филолога, профессора Тартуского университета Павла Рейфмана.
В губернском городе Смоленске торжества, посвященные открытию   Орловско-Витебской железной дороги, прошли 8 октября по старому стилю 1868 г. А двумя днями позже, 10 октября (22 октября по н.ст.) в Рославле были пущены в эксплуатацию вместе с участком Орловско-Витебской железной дороги Главные паровозовагонные мастерские по ремонту подвижного состава. Об этом сообщалось во Всеподданейшем докладе Министра путей сообщения за № 214 от 11 октября (ст.ст.) 1868 г., подписанном первым руководителем этого ведомства Инженер Генерал-лейтенантом П.П. Мельниковым: «Вашему Императорскому Величеству всеподданнейше доношу, что вчера, 10-го числа открыто движение на первом участке Витебско-Орловской железной дороги между Витебском и Рославлем на протяжении 235 верст».
Известно, что подрядчиками на строительстве Орловско-Витебской железной дороги были московский  купец 1-й гильдии, почетный член Правления Орловско-Витебской железной дороги, потомственный Почетный гражданин Петр Ионович Губонин и генерал-майор в отставке Александр Борисович Казаков. Именно их упоминает в своей статье «Литература на обеде» М.Е. Салтыков-Щедрин.
Изложим вкратце суть проблемы. В далеком октябре 1868 г., а именно, 8-го числа в губернском городе Смоленске случился инцидент, обозначенный в русской публицистике XIX века как «смоленский скандал». Ныне о нем знают и помнят только узкие специалисты-литературоведы. Состоявшееся в этот день открытие двух участков Орловско-Витебской железной дороги сопровождалось торжественным обедом, посвященным столь памятному событию. Среди приглашенных администрацией железной дороги почетных гостей были видные литераторы, журналисты, издатели. На банкете с резкой полемической речью выступил реакционный столичный журналист В.Д. Скарятин из крепостнической газеты «Весть». Присутствовавшие на обеде гости не согласились с политическими заявлениями Скарятина и устроили ему обструкцию.
Данный скандал нашел широкий отклик в периодической печати того времени. Практически все известные российские газеты и журналы откликнулись на это, казалось бы, незначительное событие. Как было отмечено выше, не остался в стороне от комментариев по этому поводу знаменитый русский писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, сотрудничавший в то время с некрасовским журналом «Отечественные записки», где и был напечатан его едкий фельетон.
Приведем некоторые фрагменты этой статьи, которые не утратили актуальности, как нам кажется, и в наши дни.
Эпиграфом к заметке автор не без оснований выбрал народную пословицу «Не все коту масленица», задавая тем самым соответствующий тон всему повествованию.
Отдавая дань славному героическому прошлому Смоленска, Салтыков-Щедрин с изрядной долей иронии отмечает: «История России, в особенности новейшей, есть история ее обедов…
С этою целью мы решились занести для будущего историка на страницы нашего журнала историю смоленского торжественного обеда по случаю открытия Орловско-Витебской железной дороги.
В России немного можно насчитать городов, которые могут поспорить со Смоленском своею знаменитостью. Смоленск существовал, когда еще не было в помине Русского государства. Константин Багрянородный знает его уже цветущим и богатым. В XII веке Смоленск уже блистал классическим образованием, изучая греческий и латинский языки. Когда основалась Москва, Смоленск сделался, по выражению наших предков, дорогим ожерельем России».
Публицист подчеркивает: «…почтенные строители Орловско-Витебской железной дороги, генерал /Александр Борисович/ Казаков и /Петр Ионович/ Губонин, для торжества открытия дороги выбрали Смоленск не по чему другому, как по глубине и древности его патриотических чувств.
Знаменитости избранного места, само собою разумеется, должна была соответствовать и знаменитость самого торжества. И действительно, даже русские летописи железных дорог доселе не заносили на свои страницы ничего подобного. Мы говорим: даже русские; ибо иностранные, например немецкие, открытия железных дорог обходятся не дороже десяти талеров; из этой суммы восемь талеров употребляются на пиво и два талера на бутерброды, – других развлечений для гостей не полагается».
Далее приводится описание подготовки и проведения мероприятия в Смоленске, которое вполне подходит для любого события подобного рода в современном российском обществе, будь то открытие банка, юбилей отечественной поп-звезды либо иное, соответствующее фантазии слушателя: «Празднество открытия Орловско-Витебской дороги стоило 50 000 рублей серебром. (Огромная по тем временам сумма. Например, в 1859 г. в Калуге был открыт городской общественный Банк с начальным капиталом 100 тыс. руб. серебром. – Примеч. «Края Смоленского» - Т.С.)… Для увековечения смоленского торжества в потомстве хозяева праздника выбили для всех почетных гостей своих жетоны, из которых каждый стоил 50 рублей серебром, а три жетона, назначенные дамам и украшенные бриллиантами, стоили по нескольку сот».
Свою долю сарказма от Салтыкова-Щедрина получили собратья по перу – журналисты конкурирующих центральных изданий: «…И вот четверо от четырех газет, а именно: Скарятин от «Вести», Марков от «Инвалида», Панютин от «Голоса», Незнакомец от «Петербургских ведомостей» отправились в Смоленск». Этот насмешливый перечень рефреном проходит через весь текст. (Под псевдонимом «Незнакомец» печатал свои фельетоны А.С. Суворин. Об открытии дороги, скандале в Смоленске и пр. он писал в большом фельетоне /«Недельные очерки и картинки» в «СПб. ведомостях», № 280 от 13 окт. 1868 г./ Примерно в том же духе излагался материал и в фельетоне Нила Адмирари (Л.К. Панютина) /«Голос», № 283 от 13 окт. 1868 г./ – Примеч. «Края Смоленского» - Т.С.).
Опуская подробности пребывания представителей прессы на смоленском обеде и детали банкетного выступления В.Д. Скарятина, повлекшего за собой возмущенные крики общественности «долой! прочь – a bas! (фр.)»,  отсылаем читателя к вышеупомянутому номеру «Края Смоленского». Вполне обосновано резюме бессмертного классика: «…скандал у нас есть пока единственный двигатель мысли общественной и литературной».
В исследовательской работе профессора Павла Рейфмана проливается свет на истоки и причины случившегося в Смоленске инцидента: «Во время речи реакционного публициста В.Д. Скарятина присутствовавшие устроили скандал, усиленно комментировавшийся в печати. Их возмущение вызвали выступления Скарятина в газете «Весть» с критикой справа правительственных реформ…Отражая взгляды наиболее закоренелых крепостников, недовольных реформой, Скарятин доказывал, что отмена крепостного права привела к нищете и разорению, что новые принципы «трудно совместить с монархическим порядком вещей»… Нельзя не согласиться со сделанным далее выводом: «Салтыков одинаково иронически относится и к Скарятину и к смоленским «либералам-патриотам». Значение «скандала», по мнению сатирика, в том, что в обстановке застоя он все же как-то будит общественную мысль, будоража затхлую атмосферу, раскрывая в данном конкретном случае неприглядность позиций обеих сторон».Салтыковская статья «Литература на обеде» вызвала разнообразные отклики, как неодобрительные, так и сочувственные. Одним из его недоброжелателей был Ф.М. Достоевский. В «Дневнике писателя» за 1873 г. он в материале «Полписьма» одного лица» пародирует данный фельетон.
Нам же интересно то, что такое выдающееся событие, как постройка и открытие движения на первой в Смоленской губернии железной дороге, вызвало столь широкий резонанс в российском обществе. Ведь по тем временам сам факт ввода в строй новой железной дороги был свидетельством высокой степени технического прогресса, предоставляя немногочисленным территориям, по которым прокладывались первые магистрали, приоритетные возможности выхода на совершенной иной уровень промышленного, экономического развития. Это в полной мере касается и нашего уездного города Рославля, для которого участок железной дороги и мастерские, можно сказать, открыли индустриальную страницу истории региона.
         О большом значении, которое придавалось постройке мастерских в Рославле, свидетельствует архивная копия Проекта Больших Мастерских для починки подвижного состава, предполагаемых к построению в г. Рославле с показательной пометкой в левом верхнем углу: «Проект сей утвержден Министром Путей Сообщения по докладу Департамента железных дорог 24 февраля 1868 г., №149».
Данный документ представлен в экспозиции музея истории ОАО «Рославльский ВРЗ», также как изображения внешнего вида первых построек Рославльского участка Орловско-Витебской железной дороги: здания строящегося железнодорожного вокзала (1868 г.), деревянной фермы первого железнодорожного моста через реку Остер (1868 г.), больших мастерских и локомотивного депо (1869 г.). В дальнейшем последовала победа в 1872 году на политехнической выставке в Москве, когда «за хорошо исполненную поковку» для тормозного вагона Рославльские мастерские были удостоены большой серебряной медали, и другие технические достижения.
Справедливости ради следует отметить, что не только громкие скандалы сопутствовали строительству первой железной дороги на Смоленщине. По другим литературным источникам, «Энциклопедии Смоленской области» и книге нашего земляка-рославльчанина к.и.н., доцента кафедры музейного дела СГИИ М.В. Иванова «Смоленский край: история музейной деятельности на материалах частных собраний, выставок и музеев (конец XVIII – первая треть XX вв.», можно судить, что благодаря земляным работам по прокладке железнодорожного полотна началось систематическое научное изучение археологического прошлого древней Смоленской земли. Знаменитые Гнездовские курганы стали излюбленным объектом исследования многих поколений ученых-историков именно с 1868 года, когда были сделаны первые серьезные находки, свидетельствующие о древней славянской культуре края. Вот выдержка из монографии М.В. Иванова: «Обнаружение в 1868 г. под Смоленском археологического памятника мирового значения – Гнездовских курганов вызвало устойчивый интерес к смоленским древностям».
Таким образом, открытие Орловско-Витебской железной дороги – историческое событие более чем 140-летней давности, которому сопутствовали общественные и внутриполитические страсти, вывело Смоленский регион на новый уровень экономического и научно-исторического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт создан в системе uCoz