И. Тарасова, научный сотрудник Рославльского историко-художественного музея
Е.Г. Ольховский - музыкант, педагог, человек.
18 февраля (по старому стилю) 1888 г. в семье священника с. Корсики бывшего Рославльского уезда Смоленской губернии Григория Ольховского родился сын Евгений, ставший известным оперным певцом, заслуженным артистом РСФСР, профессором Ленинградской консерватории.
Детские годы Евгения Ольховского прошли в деревне, где он рос среди прекрасных крестьянских песен и гармонии церковного пения.
До сих пор в Корейках сохранилось здание церкви, которая была построена 100 лет назад. Строилась церковь по проекту и под наблюдением смоленского губернского архитектора М. М. Мейшера. Кстати, это один из немногих храмов в нашем крае, воздвигнутый в основном на средства прихожан. Освящение и открытие церкви состоялось 17 октября 1896 г.
Петь Евгений начал с детства, особенно любил русские народные песни. Славился в округе церковный хор, в котором часто пел и сын священника Ольховского. Большое влияние на музыкальное формирование будущего артиста оказал оркестр старого еврея Лейбы, который часто приезжал из белорусского местечка Хотимска к соседним помещикам, чтобы играть на балах и семейных торжествах.
Но первым учителем пения Ольховского был, по его признанию, бездомный бродяга, имя которого он забыл. Этот человек за приют, за хлеб-соль, чарку водки платил людям песнями. Пел он их задушевно и вдохновенно, весь преображаясь, становясь моложе и чище. Огромное впечатление производил этот талантливый певец-самоучка на шестилетнего мальчика Евгения Ольховского. Русские народные песни, исполняемые бродячим певцом, навсегда покорили его.
Евгений Ольховский получил прекрасное образование: богословское, юридическое, музыкальное. Проучившись 3 года в сельской школе, Евгений поступил в Рославльское духовное училище, а затем — в Смоленскую духовную семинарию. С удовольствием пел в духовных хорах Рославля и Смоленска. Но склонности к семинарской учебе, богословским наукам он не имел. Перспектива стать священником тяготила его. В 1905 г. Ольховский уехал к родственникам в Орел, сдал экстерном экзамены за 7-й класс классической гимназии и был зачислен учеником 8-го класса гимназии Алексеева. Вместе с другими любителями пения и музыки Евгений выступал на ученических вечерах, радуя слушателей своим сильным и красивым баритоном. Так совсем еще молодой человек сделал первый решительный шаг навстречу мечте. Евгений Ольховский не унаследовал профессию отца, а, вопреки судьбе, и, видимо, воле родителей, избрал совсем другой путь в жизни.
После окончания гимназии в 1906 г. Евгений Григорьевич поступает на юридический факультет Петербургского университета, где специализируется по государственному праву Англии. Но музыка, особенно опера, влекла Ольховского больше, чем юриспруденция.
В столице он стал завсегдатаем Мариинского оперного театра. А в 1908 г. Евгений Григорьевич начал брать уроки пения у известного профессора-вокалиста Е. К- Ряд- нова. Занятия проходили успешно, но вскоре были прерваны, так как Евгений Карлович уехал на Кавказ преподавать в Тифлисском музыкальном училище.
В декабре 1910 г. Ольховский сдал государственные экзамены в университете и получил диплом I степени. Увлеченный пением он едет вслед за своим учителем в Тифлис. Там он устроился в судебную палату, работал помощником присяжного поверенного и одновременно занимался в музыкальном училище.
В 1911 г. Е. Г. Ольховский выступал в концерте, который был дан в честь посещения Тифлисского музыкального училища С. В. Рахманиновым, и заслужил похвалу композитора за отличное исполнение романса «Проходит все».
Впервые в опере Евгений Григорьевич выступил весной 1911 г. в Тифлисском казенном театре в партии Малатесты в опере Доницетти «Дон Паскуале».
В 1912 г. Ольховский успешно заканчивает музыкальное училище и оперную студию Ряднова. На выпускном экзамене он исполнил партию графа ди Луна в опере Дж. Верди «Трубадур».
По этому поводу одна из Тифлисских газет писала: «7 мая Музыкальное училище сделало публичный экзамен своим учащимся. Были поставлены «Сельская честь» и «Трубадур». Г-н Ольховский, исполнявший роль графа ди Луна, обладает прекрасным баритоном, ровным во всех регистрах, прекрасно держится на сцене. Будущность его обеспечена».
Молодой певец произвел хорошее впечатление и был приглашен в труппу антрепренера Багирова в Одесский городской оперный театр на амплуа лирического баритона.
Отличные отзывы в печати о его выступлениях, советы друзей и, главное, неудержимая тяга к певческой карьере вызвали уход Ольховского из Судебной палаты. Оставив юридическое поприще в 1912 г., он начал свой творческий путь как оперный певец. Непрерывная артистическая деятельность Е. Г. Ольховского протекала по 1951 г.
После сезона, проведенного на сцене Одесского оперного театра, Ольховский становится солистом Тифлисской казенной оперы. Здесь он впервые спел партии, ставшие потом любимыми в его репертуаре: Елецкого в опере П. И. Чайковского «Пиковая Дама», Онегина в опере «Евгений Онегин», Жермона в опере Дж. Верди «Травиата», Веденецкого гостя в опере «Садко» Римского-Корсакова.
Молодой певец быстро завоевал симпатии публики, которой нравились его бархатистый, звучный баритон, умение свободно держаться на сцене, изысканная дикция. Театральные критики отмечали прекрасное владение богатым голосовым материалом, первоклассную фразировку, проникновение в дух каждой исполняемой вещи, умение придать исполнению цельный и неразрывный характер.
Уже в 1913 г. тифлисские газеты писали: «В этом начинающем артисте чувствуется будущий прекрасный певец: тонкость отделки, благородство манер, изящный вкус».
27 декабря 1914 г. состоялся бенефис Ольховского. Шла «Травиата», в которой бенефициант пел партию Жоржа Жермона. Гибкий, мягкий, красивый голос Ольховского, благородство его манер покорили зрителей. Ему предрекали блестящее будущее. Газета по этому поводу писала: «В этот раз «Травиата» шла в бенефисе г-на Ольховского. Бенефициант был очень горячо встречен, а подношений получил давно невиданную гору. И по заслугам, ибо он провел партию Жоржа Жермона великолепно во всех статьях».
Но вскоре Ольховский покидает Тифлис и переезжает в Петербург, где становится солистом недавно созданного театра «Музыкальной драмы». Четыре сезона он поет ведущий баритоновый репертуар в этом театре, участвует в премьерах, выступает в спектаклях вместе с Л. В. Собиновым, Л. Н. Липковской. И уже петербургские газеты писали в 1915 г.: «Г-н Ольховский, выступивший вчера в заглавной роли, наделен красивым, мягкозвучным баритоном и соответствующей внешностью. Это позволяет надеяться, что со временем из него выработается отличный Фигаро».
В сезоне 1918 — 1919 гг. состоялся дебют Ольховского в роли Фигаро в Мариинском театре и в роли Онегина на сцене бывшего Михайловского театра. Дебюты прошли с большим успехом. Но для зачисления в солисты этих театров необходимо было дополнительное прослушивание, на котором, по распоряжению Ф. И. Шаляпина, являвшегося художественным руководителем бывших императорских театров, Ольховский спел каватину Фигаро, арию Елецкого и ариозо Мазепы.
Голос, манера исполнения молодого певца понравились Шаляпину. Ольховский был зачислен в труппу академических театров, а Шаляпин запомнил и полюбил молодого артиста и не раз избирал его своим партнером в «Севильском цирюльнике», «Фаусте», «Садко». Е. Г. Ольховский стал частым гостем в доме Федора Ивановича и неоднократно использовал его советы и указания при исполнении ряда ролей.
В спектаклях бывшего Мариинского и бывшего Михайловского театров Ольховский создал замечательные сценические образы: Меркуцио («Ромео и Джульетта»),
Альберта («Вертер»), Веденецкого гостя («Садко»), Рена- то («Бал-маскарад») и другие. Кроме того, на сцене бывшего Михайловского театра Ольховский, в котором сочетались талант певца, актера и замечательного танцора, успешно выступал в опереточных спектаклях («Корневильскис колокола», «Нищий студент», «Ева», «Гейша» и др.).
В 1931 г. произошло разделение оперных театров Ленинграда. Е. Г. Ольховский был прикреплен к Малому оперному театру, где проработал до 1951 г. и исполнял не только классический репертуар, но и выступал в ряде первых советских опер («Поднятая целина», «Тихий Дон», И. Дзержинского, «Фронт и тыл» А. Гладковского, «Война и мир» С. Прокофьева).
В 1939 г. Е. Г. Ольховскому было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. («За выдающиеся заслуги в области театрального искусства»). Копия ходатайства артистов-солистов Государственного Академического театра оперы и балета о присвоении этого высокого звания за подписями Народного артиста СССР П. 3. Андреева, заслуженных артистов РСФСР П. М. Журавленко, С. И. Мигая и др. хранится в фондах музея г. Рославля.
Общественность Ленинграда широко отмечала юбилеи сценической деятельности певца — в 1938 г.— 25-летие, а в 1948 г.— 35-летие. Юбилейными спектаклями были оперы «Евгений Онегин» и «Севильский цирюльник», где Ольховский исполнял заглавные роли.
Почти 40 лет выступал Евгений Григорьевич на сцене и спел около 60 партий, включая репертуар классической оперетты. Ему выпало счастье быть партнером таких выдающихся русских певцов, как Ф. И. Шаляпин, Е. А. Степанова, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, С. Я- Лемешев, В. В. Барсова и других. Впечатления от этих спектаклей остались у Евгения Григорьевича на всю жизнь. Ольховскому довелось встречаться на сцене со знаменитыми итальянскими певцами—баритонами Батистини и Де-Лука.
Наряду с работой в театре Е. Г. Ольховский вел большую концертную деятельность в Ленинградской филармонии, на радио, выступал во многих городах страны (Одессе, Горьком, Тбилиси, Ереване).
В 1924 г. вместе с дирижером В. А. Дранишниковым и певицей О. Ф. Мшанской он выезжал на гастроли в Германию, Швецию и Финляндию.
В период Великой Отечественной войны в составе фронтовых бригад от Малого театра Евгений Григорьевич давал концерты в воинских частях и госпиталях.
Но Е. Г. Ольховский был не только замечательным артистом и певцом, но и выдающимся вокальным педагогом и методистом. Педагогическая деятельность Ольховского началась в 1931 г., когда его пригласили работать в Первом Ленинградском музыкальном училище. А с 1935 г. в Малом оперном театре он занимался с группой молодых солистов, в числе которых были П. Лисициан, С. Шапошников, А. Ступальская.
В 1948 г. Евгений Григорьевич был приглашен на преподавательскую работу в Ленинградскую консерваторию, где был сначала деканом вокального факультета, а затем с 1957 г. зав. кафедрой сольного пения. Во многом благодаря таланту педагога и методиста Ольховского кафедра Ленинградской консерватории по праву стала в 50 — 60-е гг. ведущей среди вокальных кафедр музыкальных вузов страны.
Е. Г. Ольховский воспитал целую плеяду талантливых певцов, среди которых народный артист СССР В. Гринченко, народные артисты РСФСР К- Плужников, Ю. Ма- русин, Э. Хиль, В. Копылов, заслуженные артисты РСФСР Т. Новикова и О. Ярошенко, народный артист УССР В. Тимохин.
Многие студенты и аспиранты Ольховского стали вокальными педагогами, успешно работают в разных городах. Это зав. кафедрой Горьковской консерватории, заслуженный артист Бурятской АССР А. Седов, зав. кафедрой Ташкентской консерватории, кандидат искусствоведения, профессор Ю. Барсов, доценты Ленинградской консерватории Б. Лушин и В. Юшманов.
Среди питомцев кафедры сольного пения, которую Ольховский возглавлял более 20 лет, Е. Образцова, В. Атлантов, И. Богачева, Е. Нестеренко. В становление этих выдающихся деятелей искусства вложили свой труд и талант не только их педагоги по специальности, но и авторитетный, умный и знающий руководитель кафедры.
Высокоэрудированный методист и блестящий организатор, Ольховский заботился об укреплении педагогического состава кафедры, приглашая одаренных певцов, проявивших склонность к преподаванию, в частности, по его предложению в консерваторию были приглашены И. И. Плешаков, В. М. Луканин, С. Н. Шапошников. В I960 г. при активной поддержке Ольховского в консерватории была открыта научно-исследовательская лаборатория. Полученные в ней результаты широко применялись на практике.
Евгений Григорьевич всегда очень уважительно относился к своим коллегам и придавал большое значение обмену опытом с лучшими вокальными педагогами разных стран. По его инициативе дважды приезжал в Ленинград для работы на вокальной кафедре известный болгарский педагог, профессор Софийской консерватории И. А. Иосифов, знакомил со своей вокальной методикой профессор Пражской консерватории Кочи.
Большую работу проводил Ольховский в вокально-методическом совете Министерства культуры РСФСР. Он был непременным участником большинства вокальных конференций и семинаров, выступал с методическими докладами и сообщениями в Ленинграде и других городах. Ольховским были написаны монографии, статьи («С. П. Преображенская», «И. А. Мельников», «3. П. Лодий»), а также рецензии на ряд оперных спектаклей Кировского и Малого оперного театров.
Евгений Григорьевич был высококвалифицированным специалистом, широкообразованным человеком, чья эрудиция вызывала у студентов неизменное уважение и желание совершенствоваться самим. Ольховский знал несколько языков и стремился, чтобы ученики пели романсы и арии на языке оригинала.
Он помнил всех студентов вокального факультета, особенно тех, кто по своим голосовым данным составлял «золотой фонд» консерватории, и старался, чтобы их воспитание было в поле зрения всей кафедры.
Евгений Григорьевич придавал большое значение коллективному обсуждению возникающих педагогических проблем. Он всегда умел очень кратко и конкретно сказать самое существенное. Его выступления были настолько емкими, что потом трудно было что-либо добавить. Педагоги кафедры часто обращались к Е. Г. Ольховскому с просьбой послушать их учеников и советы его очень ценили.
Главной задачей вокального педагога Ольховский считал воспитание музыканта, способного на самом высоком уровне осуществить свои творческие намерения. Он всегда говорил, что большим артистом может стать только интеллектуально развитый человек, глубоко и тонко чувствующий музыку.
При отборе студентов Евгений Григорьевич был очень строг, зная, какие тяжелые переживания ожидают человека, ошибочно избравшего для себя профессию певца.
С первых же занятий Ольховский старался воспитывать у студентов профессиональное отношение к своей певческой деятельности. Он строго следил за посещаемостью занятий, дисциплиной. От студентов требовалась ежедневная самостоятельная работа. «Голос нужно тренировать, как гимнаст тренирует свое тело,— говорил он.— Голос нужно искать каждый день как бы заново, но уже с новыми ощущениями, с тем маленьким опытом, что накоплен за прошедшие дни».
«Самый главный учитель — это опыт, сцена,— любил повторять Ольховский.— Никто и ничто так не обнажит ваши достоинства и недостатки, как сама оперная сцена».
Приступая к уроку, Евгений Григорьевич большое значение придавал созданию у студентов приподнятого, эмоционального настроения, стремился к тому, чтобы занятия пением были для них радостью.
Заведующий кафедрой профессор Ольховский был простым, добрым, чутким и умным наставником. По-отцовски заботливо относился он к студентам, а они отвечали ему любовью и уважением. Его воспитанники вспоминают, что Евгений Григорьевич беспокоился буквально обо всем —• о быте, питании, отдыхе студентов. Часто после занятий Ольховский рассказывал о своей жизни, работе, об интересных людях, встречах, приносил фотографии, афиши, письма.
«Каждая встреча с Евгением Григорьевичем приносила в мою жизнь что-то новое, доброе, незабываемое,— пишет ученик Ольховского Ю. Марусин.— Я вспоминаю о классе Ольховского, как о родном доме, где всегда хорошо, спокойно и тепло».
Критериями, которыми руководствовался Ольховский при отборе абитуриентов, были: качество голоса, музыкальность, внешние данные, а также общая культура. Строгий при отборе студентов, Евгений Григорьевич был доброжелателен к тем, кто поступал к нему в класс, и во время занятий между педагогом и учениками с первого же урока устанавливались демократичные отношения.
Пение для Ольховского всегда было музыкой, а вокально-техническое оснащение певца он рассматривал как фундамент, без которого невозможно выполнение художественных, исполнительских намерений.
Краеугольным камнем так называемой постановки голоса Евгений Григорьевич считал формирование красивого певческого тона, а наличие красивого тембра — главным качеством певческого голоса как инструмента.
Ольховский относился к числу «слушающих» педагогов и был к ученикам терпелив и внимателен. «Как правило,— отмечал он,— педагог молчаливый, прислушивающийся к ученику, скорее добивается успеха, чем педагог, усиленно что-то навязывающий, повторяющий одни и те же приемы. Такая суета травмирует нервную систему певца и к хорошим результатам не приводит».
Евгений Григорьевич всегда подчеркивал, что каждый новый ученик — это новая психика, новые достоинства и недостатки, новые задачи для педагога. Поэтому, если педагогические принципы должны быть едины, то приемы осуществления их в практике должны быть разными.
Начинал он урок обычно с пения специальных упражнений для развития дыхания. Рекомендовал петь их не полным голосом. Проводя аналогии со спортом, Евгений Григорьевич говорил, что пение упражнений — это «гантели», а не «штанга». Ольховский напоминал о необходимости развивать внутренний слух и требовал «видеть» звук, прежде чем его взять.
Упражнения Ольховский рассматривал как средство «настройки» голоса. Вокальной техникой в широком понимании этого слова его студенты овладевали непосредственно в работе над конкретными музыкальными произведениями.
Прежде всего необходимо, считал Ольховский, познакомить студента с музыкой произведения, постараться заинтересовать ею, чтобы молодой певец с первого урока почувствовал хотя бы в самых общих чертах ее сущность, характер, чтобы воспоминание о ней доставляло ему удовольствие. Главное, чтобы музыка вызвала у студента эмоциональный отклик, чтобы у него возникло желание исполнять ее.
Евгений Григорьевич внимательно следил за тем, чтобы во время пения студент не жестикулировал. Он говорил, что певец должен все выражать своим голосом, и чем сдержаннее жесты, тем большее впечатление они производят.
Большое внимание во время выучки произведения уделялось тому, чтобы работа над технической и исполнительской сторонами происходила одновременно. Категорически возражал Ольховский против бессмысленного, ничего не выражающего пения. Он подчеркивал, что надо с самого начала внимательно читать все нюансы, написанные композитором, стремясь сразу к пению осмысленному. Это не значит, что не проводилась работа над техническими недостатками, такими как неправильное голосоведение, интонационные и ритмические неточности. Но все исправления технических недочетов преследовали прежде всего художественные цели. Когда же произведение было «впето», Ольховский говорил: «Забудьте технологию, откройте сердце, думайте, страдайте, переживайте!».
Евгений Григорьевич утверждал, что самое важное понять настроение произведения. Часто бывает, говорил он, что текст пустяковый, а характер, определяющий настроение у музыки, есть, и это должно быть в пении. Ольховский всегда очень строго следил за сохранением формы музыкального произведения, добиваясь «выразительности в ритме», чтобы произношение текста гармонично сочеталось с сохранением формы мелодического рисунка.
Большое внимание Евгений Григорьевич уделял выработке хорошей дикции. При этом он воспитывал у студентов бережное отношение к слову, учил их чувствовать и понимать красоту русского языка. Те же требования Ольховский предъявлял и при пении на иностранных языках. Евгений Григорьевич считал недопустимым пение, когда певец не знает перевода.
Что касается подбора самих произведений, то Ольховский отдавал предпочтение лирическому репертуару, но предупреждал, что нередко певцы, особенно тенора, неправильно представляют себе понятие лиричности, заменяя ее слащавостью, слезливостью. Это ведет к измельчению художественного образа. Евгений Григорьевич всегда подчеркивал, что лирика должна быть мужественной, и недопустимо превращать, например, пылкого, горячего, непосредственного Ленского в инфальтильное, женоподобное существо. Другая крайность — все петь с одинаковым пафосом, на пределе своих голосовых и эмоциональных возможностей. Поэтому при работе над психологическими, эмоционально насыщенными произведениями Ольховский придавал большое значение тщательной проработке «партитуры чувств», умению переходить из одного состояния в другое.
Наконец, много внимания уделял Ольховский развитию у студентов чувства стиля. Он полагал, что оно тесно связано с развитием общей и музыкальной культуры самого певца. Совершенно необходимой считал Евгений Григорьевич самостоятельную работу дома. Он всегда говорил, что никакой талант, никакая одухотворенность не могут обеспечить должных результатов без систематической самостоятельной работы, и что путь всех великих певцов всегда сопряжен с огромным, напряженным трудом.
Человек большой доброты, он бывал неизменно доброжелательным, и этим, а также своей искренностью сразу располагал к себе. Он старался уделять равное внимание всем своим питомцам, был заботлив, умел встать выше собственных интересов. Ученица Евгения Григорьевича С. Волкова рассказывала, что прозанимавшись у Ольховского два года, она решила перейти в другой класс, чтобы учиться дальше у педагога-женщины. Уже зная об этом ее решении, Евгений Григорьевич неожиданно пришел к ней домой и, откупорив принесенную с собой бутылку шампанского, от души пожелал «изменнице» творческих успехов.
Ю. Марусин, один из последних учеников профессора, сравнил дело педагога с работой старателя, который терпеливо просеивает серый песок, отыскивая в нем золотые крупицы таланта. Ольховский был «старателем» самого высокого класса. Он скончался в 1972 г., когда Марусин учился на 3-м курсе, и молодой певец не поступил ни к кому другому: заменить Евгения Григорьевича, казалось ему, было нельзя.
Воспитанники Ольховского помнят своего педагога. «Благодарные ученики чтут память своего Учителя» — так назывался юбилейный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения заслуженного артиста РСФСР Е. Г. Ольховского, который состоялся в Малом зале Ленинградской Государственной Консерватории им. Римского-Корсакова 3 марта 1988 г.
Они выходили один за другим на эстраду, и ведущий (а им был Эдуард Хиль) не объявлял ни их почетных званий, ни иных отличий и наград. Все они равно именовались одним словом — Ученики. Ученики мастера, представляющие едва ли не все поколения его вокальной школы. Они сами, по собственному почину провели этот вечер-концерт. Каждый из выступавших делился воспоминаниями об учителе, добавляя к его образу все новые, живые подробности. И все же красноречивее всех слов об Е. Г. Ольховском, музыканте и педагоге, рассказало вокальное мастерство его учеников. В их выступлениях проявилось и в полной мере подтвердилась слава его вокальной школы. Звучали романсы Чайковского, Рахманинова, Глиэра, арии из русских и зарубежных опер. Слушатели, заполнившие зал, горячо приветствовали выступления. Певцам аккомпанировали талантливые пианисты, в том числе Ф. Фрейгина, работавшая еще с Евгением Григорьевичем, и его дочь Н. Е. Ольховская.
Благодарные ученики—это ли не лучшая память о педагоге и человеке!
Евгений Григорьевич всегда питал самые теплые чувства к своей малой Родине, к ее великим сынам. «В своей педагогической работе я пытаюсь во всем следовать заветам М. И. Глинки — великого композитора, вокального педагога и певца «содержания и смысла»,—писал Ольховский в своей автобиографии.— ...Я сохраняю воспоминания о Смоленске и Рославле, как о замечательных городах, где протекала моя юность, где я впервые приобщился к музыкальному искусству».
Очень хочется, чтобы память об этом замечательном человеке сохранилась и в сердцах его земляков.
Литература
Ответы на запросы в архивы. Автобиография Е. Г. Ольховского. Письма дочери Ольховского.— И. Е. Ольховской. Воспоминания народного артиста РСФСР, солиста Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова К. И. Плужникова. Яковлев С. М. Смоляне в искусстве.
Отрывки из диссертации солиста Малого оперного театра, доцента ?
Ленинградской Консерватории В. И. Юшманова.
Переписка с зав. музеем Ленинградской Консерватории Н. П. Григорьевой.
Статья опубликована в книге "Рославль" в 1997 году.
|