А. Агеев: РЕЦЕНЗИИ
ЛЕКАРСТВО ОТ ТОСКИ
Аронова И.С. И это пройдёт…: Стихи и проза. – Смоленск, 2008.
Эту маленькую книжечку, поскольку она карманного формата, удобно брать с собой в дорогу, на лесную прогулку – и в минуты отдыха с удовольствием читать. В ней восемь стихотворений - очень личных, позволяющих почувствовать автора. Последнее из них кончается непритязательным четверостишием:
И последняя астра завянет,
снегом окна мои заметёт.
Одиноко и холодно станет…
Всё проходит. И это пройдёт.
Концевая строка – из премудростей царя Соломона. Она многозначна. Вспоминается и шуточное «честное слово, лето возвратится» из сочинений Козьмы Пруткова, и трагичное «проходит жизнь, как ветерок по полю ржи» из песни моей молодости.
Далее следуют четыре «Этюда для календаря» о временах года. По жанру это нечто среднее между заметками фенолога и уличными зарисовками. Только у по-настоящему талантливых писателей встречаются такие яркие, о многом говорящие детали, как у Ирины Ароновой. О новогодней ёлке: «Было время, горели на ветках настоящие свечки. Незабываемый запах воска! Опасная зимняя сказка». Или: «девицы в хищных туфлях с загнутыми носами».
Завершает книжицу юмористический с жизненными горчинками рассказ «Приключения колбасы». Сюжет – кольцевой (опять-таки вспоминается о кольце царя Соломона!) : грузчик крадёт в магазине увесистую колбасину, прячет; её находит бродячая собака, далее вкусный продукт попадает к женщине невеликих достатков. Она приносит колбасу домой, но её муж, видевший в окно, как этот лакомый кусок тащила собака, ещё не утратил чувства брезгливости от подобных подарков фортуны – и выбрасывает его в форточку. Завершив свой круговорот в обществе, колбаса шмякается у ног уже обалдевшего от портвейна грузчика. «Господь послал закусь», - только и нашелся сказать тот.
Заглавие стихотворного раздела «Лекарство от тоски» характеризует всю книжку. С радостью прописываю его всем для профилактики хандры.
СТИХОМ И ПРОЗОЙ
Пастухов Г.В. Поэзы и прозы: Стихотворения и проза. – Смоленск, «Радопа», 2008.
Пастухов Г.В. Войной не обнаружен. – Смоленск, «Радопа», 2009.
В предисловии к первой книге писательница Вера Иванова выразила то, что хотелось бы сказать и мне: «О чём бы ни писал Геннадий Пастухов, о природе ли («Представляю, как холодно полю // Обнажённым под снег уходить»), о судьбе человека одинокого или о трагедии целого общества (о войне и победе, о гибели подводной лодки) – везде явно ощутим дар сочувствия автора, его незамкнутость на себе».
Геннадий Пастухов считает своей епархией поэзию, но он заявил о себе и как вполне зрелый прозаик. Интересны его рассказы «Взгляд сбоку» б Израиле, где автор не только прожил, но и трудился на небольшом заводике два года. Он показал обычную рабочую среду, которая, в общем-то, одинакова во всех странах и при всех режимах. К месту пришёлся юмор автора – солоноватый, чисто мужской.
Замечателен цикл рассказов «Родом мы из прошлого». В одном из них, как в рассказе И. Ароновой, бомжам с неба (вернее, с энного этажа) падают продукты: не только курица. но и бутылка водки. «Такого не бывает вообще», - шептал засыпающий бомж. К его и нашему счастью (осталась всё же, хоть в виде чуда, человечность!) – бывает.
Кажется, в российской литературе возродился древний бродячий сюжет о манне небесной. Имели место разные его вариации от Ньютонова яблока до басни И.А. Крылова «Ворона и лисица». В ироническом плане коллизию лбыграл Николай Карпов, стихотворение которого «Полагая нередко: «И мне бы…» публикуется в этом номере нашего альманаха. Дважды подобный сюжет использовался в смешных до колик рассказах Михаила Веллера. И т. д.
Вторая книга представляет собой записанный автором рассказ знакомого о его детстве. Это неискажённая, без каких-либо идеологических и моральных оценок история десятилетнего еврейского мальчика, в одиночку, без семьи пережившего немецкую оккупацию, а затем годы послевоенной разрухи.
Эту маленькую книжку я прочитал не отрываясь. Документальность, правда жизни
захватывают сильнее, чем самые остросюжетные приключенческие романы.
Николай КАРПОВ
ПЯТЬ РЕБЯТ У КОСТРА ПОЮТ
Музыка В. Благонадежина
Едкий дым создаёт уют,
Искры тлеют и гаснут сами.
Пять ребят у костра поют
Чуть охрипшими голосами.
Если б слышали те, о ком
Эта песня сейчас звучала,
Прибежали б сюда тайком,
Чтоб услышать её сначала.
Чтоб почувствовать до конца
В нашем дальнем таёжном стане,
Как умеют любить сердца,
Огрубевшие от скитаний.
Едкий дым создаёт уют,
Искры тлеют и гаснут сами.
Пять ребят о любви поют
Чуть охрипшими голосами.
|