Ив. Ив. Орловский. "ПУСТЫННОЖИТЕЛЬСТВО
ВЪ РОСЛАВЛЬСКИХЪ ЛЪСАХЪ".
История края и начало пустынножительства в нем
«Вот чем и дороги нам родные отшельники, пустынники и святые: они дала прекрасные примеры безбоязненного отношения к смерти и разумного, созерцательного наслаждения жизнью, т. е. достигли того, к чему человечество всеми силами своего ума и воли стремилось, нередко падая и повергаясь в отчаяние на ложном пути».
Ив. Ив. Орловский
(из письма к А. В. Жиркевичу, 1908 г.)
В XV и XVI веках описываемый край оказался на самой границе двух государств - Литовско-русского и Московского и потому служил ареной и торговых сношений, и военных столкновений между ними. Когда в 1498 году литовский великий князь Александр жаловался Иоанну III, что вяземские мещане и купцы ездят с товарами на юг, минуя Смоленск, чтобы не платить там литовцам пошлины, Иоанн отвечал, что «из Вязьмы ездят издавна торгом к Путивлю, и к Почепу, и к Рыльску, не замая Смоленска, на Лучик (на Угре), да на Городечко, да на Пацынь; и они ехали той же старою дорогою, куда наперед того из Вязьмы езживали;... куда которому гостю будет надобе, к которому городу ехати, и он к тому городу той дорогой едет; и на что ему к Смоленску? То не его дорога!»
И до самого последнего времени, до проведения железных дорог, гужевой тракт из Черниговской и Орловской губернии на север, к Вязьме, и из Калужской губернии на запад, к Рославлю, пролегал через этот край. Старожилы еще называют села и деревни, на которые шла торговая дорога из этих губерний.
В XV и XVI веках Литовская граница постепенно отодвинулась на запад, и реки Угра и Десна в разное время в разных своих пунктах делались пограничными реками. С Литовской и Московской стороны на них устраивались сторожевые посты и пограничные крепости, сохранившиеся и до сих пор в виде курганов и городков. Особенно замечателен городок на берегу Десны возле села Осовик, не раз описанный в местной и специальной печати. Граница, впрочем, не мешала постоянным столкновениям жителей обоих соседних государств. То Литовские, то Московские «украинники» и помещики нападали на соседние, чужие владения, сжигали села, грабили жителей и уводили их в плен. Дипломатические документы того времени полны обоюдных жалоб на насилия «украинных людей». Нередко упоминаются в них и вышеназванные села. В 1503 году Александр заключил с Иоанном III перемирие на 6 лет, и к Москве отошли почти все села описываемого края: Пацынь, Федоровское, Осовик, Пакиничи, Домена, Городечна, Сполоть, Шуи, Уварово, Замошье, Даниловичи и др. С постепенным удалением Литовской границы на запад жизнь в Приде-сенском крае, ставшем теперь из пограничного внутренним, сделалась тише, спокойнее и менее оживленной. Население обратилось к мирным занятиям - земледелию, лесному промыслу; наконец, появились кое-где фабрики и заводы.
Названия многих деревень - Буда и Рудня - свидетельствуют, что здесь издавна существовали промыслы - добывания железной (болотной) руды и поташа. В XVIII и XIX веках край этот входил в состав Мальцевского района с его железными и стеклянными заводами, из которых некоторые действуют и до сих пор в трех указанных губерниях. Кроме того, у местных помещиков в первой половине XIX века устроились заводы поташные, свеклосахарные и фабрики суконные и писчебумажные. Развитию этого рода промышленности более всего содействовало обилие дремучих лесов. Действительно, с давних времен вся пограничная полоса Московского государства, в бассейне притоков Оки и Десны, была покрыта густыми лесами. Они носили общее название Брынских лесов от реки Брыни, притока Жиздры, протекающей по Мещовскому и Жиздринскому уездам, где и до сих пор существуют села с именем Брынь. Брынские леса заходили и в Смоленскую и Орловскую губернию, где назывались уже лесами Рославль-скими и Брянскими. О величии этих лесов можно судить и теперь еще по сохранившимся остаткам их в Рославльском уезде (леса Суходоль-ского), Ельнинском (Горбунова), Жиздринском и Брянском (Мальцева). В старину же они были почти непроходимы. В них водились бобры. И бобровые гоны постоянно упоминаются в грамотах польских и литовских государей, даривших своим вельможам поместья в этом краю, где многие реки носят и теперь название Бобрец, Бобрик, Беб-рейка и проч. В настоящее время, несмотря на истребление этих лесов заводами и железными дорогами, в оставшихся участках все еще водятся медведи, рыси, лоси, дикие козы, а в лесных потоках - выдры. В XVIII веке же и первой половине XIX века здесь было еще настоящее лесное царство. Брынские леса в полном их объеме издавна служили любимым местом для всех, кто имел какие-нибудь причины скрываться от людей. Здесь жили знаменитые разбойники, предания о которых живут у местных жителей и до сих пор (таков, например, Кудеяр). Они селились в лесу, на берегах реки, в глубоких лесных падях, где-нибудь поблизости торгового Брянского или Калужского тракта, и разбивали купеческие обозы с товарами, а иногда нападали и на царские обозы с казной и военными припасами. Весь Придесенский край хранит множество преданий и легенд о разбойничьих притонах, о зарытых в них кладах. Дорога из Калуги на Рославль, по выражению крестьян, «вся усыпана золотом», так как на ней учинялись разбои и зарыты были разбойничьи клады. Эта дорога шла почти параллельно нынешнему Московско-Варшавскому шоссе, через Жерелево, Даниловичи и Яки-мовичи. В деревне Кривотыни, за Десной, Якимовичского прихода, она разделялась: одна ветвь шла на Рославль, другая на Рогнедино в Брянск.
На берегу Десны, на границе Осовикского и Даниловичского приходов, указывают высокие холмы - «Бай горы», покрытые лесом, разделенные глубокими падями. Здесь был самый притон разбойников, чему можно поверить, принимая во внимание глушь и дичь, какая царит в этом месте. С Бай горами связано множество преданий о кладах. Баигорский лес и соседняя Камаринская дубрава до сих пор носят необыкновенно таинственный характер и привлекают даже издалека кладоискателей с какими-то древними не менее таинственными «записями» и «описями» о кладах. Да и в других местах Придесенского края много рассказов о разбойниках. Летописи здешних сел обыкновенно начинаются преданиями о разбойниках, которые нападали на поселившихся здесь монахов и пустынников.
Эти монахи составляли другой элемент насельников нашего края, не менее древний, чем разбойники. По крайней мере, основание многих сел этого края, существовавших уже в XVI веке, приписывается местными преданиями монахам. Предания эти построены по одному и тому же образцу, например: в старину жили в здешних лесах четыре монаха: Данила, Яким, Савва и Кузьма. У каждого была своя келья с иконами, вроде часовенки. Приходят разбойники, сжигают ту или иную келью; в пепле пожарища монах находит икону, сохранившуюся невредимой от огня. На могилах монахов впоследствии построены церкви, вокруг образовались села, носящие имена монахов: Даниловичи, Якимовичи, Савеево и Кузьминичи. В каждой почти церкви в этих селах имеются особенно чтимые иконы, будто бы сохранившиеся от пожара монашеской кельи. Однообразие этих преданий указывает на действительность черт и явлений жизни, описываемых в них, и на общность этих явлений для всего края, несмотря на легендарный характер подробностей преданий. Известно, что еще в начале XVI века в Жизд-ринских лесах жил преподобный Герасим Болдинский, основавший на реке Жиздре Введенский монастырь.
В XVII веке пустынножительство в Брынских лесах усилилось вследствие прилива сюда раскольников, убегавших от преследования правительства. Раскольники завели здесь множество скитов и пусты-нек, так что уже в начале XVIII века святой Дмитрий Ростовский своему исследованию о раскольниках дал заглавие: «Розыск о раскольничьей Брынской вере». По свидетельству святого Дмитрия, он в 1709 году знал старца Пахомия, который еще в детстве был завезен в Брынские леса, там вырос и был двукратно перекрещиваем. Если предположить, что этому старцу было в 1709 году 50 лет, и тогда выйдет, что Брынские леса были заселены в первую пору образования раскола. В начале же XVIII века раскол в Брынских лесах находился в цветущем состоянии и высылал своих колонизаторов в соседние края. По словам Брынцев святому Дмитрию в 1709 году, многие раскольники выселялись отсюда на запад: «в Польшу мнози поидоша». Под именем Польши и тогда, как и теперь в народе, разумелись Белорусские области, между прочим, уезды Рославльский, Брянский и Мглинский. Предания, действительно, говорят, что в Рославльских и соседних Брянских лесах в старину укрывались раскольники. Но здесь они жили не скитами, а в одиночку, так как здесь, на окраине лесной полосы, скиты были бы более доступны для воинских команд и полиции, чем в глубине Брынских трущоб. Эти-то раскольники-одиночки и привили в Рославльских лесах пустынножительство. Недаром впоследствии, в XIX веке, начальство, преследуя православных отшельников-монахов, выставляло поводом к тому якобы распространение этими монахами раскола. Раскольничьи скиты постепенно исчезли даже в Брынских лесах, но пустынножительство осталось в них и в конце XVIII и начале XIX века достигло здесь полного процветания. Причин этого явления было много. Удаленность от шумных центров общественной жизни, обилие дремучих лесов с их безмолвием привлекали сюда людей созерцательного направления. В этой глуши и население всегда отличалось патриархальностью быта и простотой нравов, сохранившихся отчасти и до сих пор. Теперь если где можно найти в центральной Руси людей чисто русского склада по жизни и по взглядам, людей религиозных и благочестивых с примесью «старинки», то только в лесных уездах Калужской и Орловской губерний. Как известно, здесь находятся известные на всю Русь монастыри, имевшие большое значение в истории русского монашества: Оптина пустынь, Белобережская, Пло-щанская и др. Среди помещиков и купцов здесь всегда было много благотворителей, которые даже сами приглашали в свои владения пустынников, предлагая им полный покой, уединение и необходимое пропитание. Некоторые из таких благотворителей сами селились в кельях вместе с пустынниками или устраивали на своей земле общины и монастыри. Среди благотворителей существовало даже соревнование в деле покровительства отшельникам. Все это привлекало сюда отшельников со всех сторон. Любители безмолвия оставляли даже богатые монастыри, чтобы поселиться в какой-нибудь лесной пустыньке у известного благодетеля. Но больше всего развитию пустьшножительства содействовало отношение правительства к монастырям и усиление крепостного права в конце XVIII и начале XIX века. Русский народ всегда был склонен к созерцательному иноческому житью, что доказывается процветанием монастырской жизни в древней Руси, обилием монастырей и материальных пожертвований в их пользу. Между тем, уже со времен Петра I отношение правительства к монастырям изменилось. Указом 1703 года Петр запретил строить новые монастыри. Поддавшись протестантским взглядам Феофана Прокоповича, он видел в монахах только бездельников и обращал монастыри в богадельни и инвалидные дома. По смерти Петра на Руси началась продолжительна эпоха господства немцев, и протестантское отношение к монастырям выразилось в самых резких формах. Бирон указом 1734 года запретил постригать в монахи кого бы то ни было, кроме вдовых священнослужителей и отставных солдат. Петр III подготовил отобрание в казну церковных и монастырских имуществ, но не успел сделать этого, так как был лишен престола своей женой, Екатериной. Последняя в своем манифесте о восшествии на престол хотя и поставила в вину своему предшественнику его намерение отобрать церковные имущества, тем не менее через два года после сего, в 1764 году, сама привела это намерение в исполнение. В результате из 953 существовавших тогда монастырей 568 (т. е. около 60%) было вовсе упразднено, а из оставшихся 385 монастырей только 225 (т. е. около 23% прежнего количества монастырей) получили взамен отнятых имений маленькое пособие от казны. Остальные 160 монастырей, названных заштатными, лишившись всего своего имущества, должны были содержаться «как знают», почему многие из них закрылись сами собой. Параллельно с закрытием монастырей шло усиление крепостного права, количественное и качественное. Прежде всего, монастырские крестьяне, вместо освобождения от рабства, выставлявшегося в числе побуждений к секуляризации, были розданы отдельным лицам за различного рода услуги. Раздавали крестьян тысячами и десятками тысяч в царствование и Екатерины, и Павла, и Александра. Обращено было в рабство и население Малороссии; и его постигла участь церковных крестьян, т. е. и оно было роздано частным лицам. Жестокое обращение помещиков с крестьянами вызвало многочисленные жалобы со стороны крестьян. Тогда Екатерина указом 22 августа 1767 года вовсе запретила крестьянам жаловаться на помещиков под страхом ссылки в каторжные работы. Еще раньше, в 1765 году, помещикам было предоставлено право ссылать своих крестьян в Сибирь без указания мотивов. Таким образом, крестьяне стали полной собственностью помещиков, которые получили безапелляционную власть над их имуществом и личностью. Началось повальное бегство крестьян. Беглецы скрывались по лесам и трущобам, поступали в монастыри. Правительство старалось как можно сильнее стеснить поступление в монахи, обставляя его всевозможными формальностями. Итак, с одной стороны, вследствие закрытия монастырей самим монахам некуда было деваться, с другой - в монастырские ворота стучались тысячи мирских людей, убегавших от насилия помещиков. И вот начинается массовое выселение тех и других за границу. В Молдавии и Валахии, на Афоне поселились тысячи русских выходцев, не имеющих «здесь пребывающего града», спасения взыскующих. Рядом с монахом здесь был и беглый крестьянин, и попович, скрьшшийся от «разбора» поповских детей, и благочестивый купеческий сын или мещанин, не могший на родине поступить в монастырь за обилием формальностей и разных требований от неофита монашества.
Из этих-то российских выходцев, разыскивавшихся на родине по публикациям Св. Синода и гражданских учреждений, образовалось в Молдавии братство, объединившееся вокруг полтавского уроженца, архимандрита Паисия Величковского, имя которого незабвенно в истории русского монашества. В 1743 году Паисий рясофорным послушником пришел в Валахию, долго жил на Афоне и, наконец, вследствие тесноты, перешел с братией, русскими и молдавскими иноками, в Молдавию. В 1775 году ему дали здесь в управление Секульский монастырь, а в 1779 - Нямецкий. Число братий Молдавских Паисиевых монастырей в это время доходило до 500 человек, а потом увеличилось до 1000, и большинство их составляли русские выходцы. Паи-сиевское братство отличалось высокими нравственными достоинствами. И сам он был человек не только религиозный, но и просвещенный, а главное - воплощавший в своей жизни чистейший идеал монашества. Таковы же были и его ученики. Видно, что из России шли сюда лучшие иноки и мирские люди, замечательные по высоте и чистоте своих духовных стремлений. Вслед за старцем Паисием, ученики его, не ограничиваясь делами благочестия и личного усовершенствования, постоянно были заняты одним делом: переводом с греческого на русский язык святоотеческих аскетических творений, перепиской их и составлением из выписок назидательных сборников. Известный сборник «Добротолюбие» переведен старцем Паисием, равно как и творения святого Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника, Максима Исповедника, Григория Паламы и многих других. При чтении жизнеописания старца Паисия и его ученика нельзя не поражаться величием их нравственной личности и высотой их подвигов. Эти иноки напоминают лучших представителей православного и древнерусского монашества своей глубокой верой, своим духом чистейшего аскетизма, незлобия и нестяжания, своей серьезностью, самоуглубленностью, познанием себя и человеческой природы и, наконец, своей любовью к книжным занятиям и светлым взглядом на жизнь. У них и тени не было лицемерия, сурового фанатизма или отвращения к людям, к миру и к свету знания. От того, где бы они ни появились, они привлекали к себе всех искра ших людей всякого звания и состояния, простецов и высокообразованных, находивших в беседе с ними истинное духовное наслаждение.
По смерти старца Паисия в 1794 году многие из учеников его вернулись в Россию, особенно когда в 1801 году Александр I издал всемилостивейший манифест, дозволивший возвращение в отечество всем самовольно ушедшим из него. Они принесли с собой переводы своего учителя и познакомили с ними общество и высших иерархических лиц. Старанием Петербургского митрополита Гавриила, глубоко уважавшего старца, «Добротолюбие» было издано в 1793 году, потом в 1812 году, при содействии митрополита Московского Филарета. Лучшие люди общества считали за честь общение и переписку с учениками Паисия. Шевырев, Хомяков, братья Киреевские находились с ними в переписке и заботились об издании трудов старца. В 1847 году Шевырев издал «Житие и писание Молдавского старца Паисия Величковского», с прибавлением кратких сведений о его учениках (М. 1847). Эти ученики расселились по русским обителям и собрали вокруг себя любителей созерцательной жизни, вместе с ними возобновили и восстановили многие русские обители и вдохнули в русское монашество новую жизнь. Они устраивали и общежительные монастыри и ввели в них новое для того времени учреждение - старчество, принесшее благотворные плоды. Они же поддерживали и пустынножительство для тех людей, которые не удовлетворялись монастырской жизнью и искали уединения и тяжелых подвигов.
Главным местом деятельности этих иноков сделался Придесенский край, т. е. смежные уезды трех губерний - Смоленской, Калужской и Орловской. Подвигами их прославились такие монастыри, как Оптина пустынь, Площанская, Белобережская и др. В окружающих эти монастыри лесах возникли маленькие пустыньки и отдельные кельи, где, как огоньки среди ночной темноты, засияли своими трудами отшельники, распространяя свет веры и благочестия на окружающее население, которое и до сих пор свято чтит их память как угодников Божьих.
Хотя таких отшельников немало жило в Брянских и Жиздринских лесах, но особенно возлюбили они леса Рославльские, и здесь в течение почти 70-ти лет находился центр пустынножительства. Несомненно, этому благоприятствовала и удаленность местности от городов (Рославль - в 45 верстах, Ельня - в 85 верстах), и обилие густых лесов, остававшихся нетронутыми до самого последнего времени вследствие обхода этой местности железными дорогами, и красота местоположения на берегах Десны, среди холмов, разделяемых оврагами с текущими по ним лесными речками, и редкое патриархальное население, в среде которого сохранилось еще в чистоте родовое начало в виде больших родственных общин в 40-70 членов под управлением отца, а чаще старухи-матери.
Но, пожалуй, главнейшей причиной следует считать гостеприимство здешних помещиков, приглашавших к себе пустынников. Г. Лесли, Шупинский и особенно Броневские давали пустынникам и приют, и защиту. Шупинский даже сам пробовал жить в лесной келье. Из других благотворителей назовем М. А. Кулешова, владельца сельца Кулешова Буда, Петра Михайловича Лесли, Е. А. Лышакову, Топтыгиных, княжну Сонцеву и др. В их владениях образовались «пустыни», где отшельники жили или в уединенных кельях, далеко разбросанных по лесу, или группами в 6-10 человек вместе. Центром этих пустынь была пустынь Кулешова Буда в «монашеском рву» возле деревни Буда Трояновского прихода, а с 1823 года - вновь образовавшегося Екимович-ского прихода. Подвижническая жизнь иноков сделалась известной не только в ближайшей округе, но и далеко за пределами Смоленской губернии. Многие иерархи и настоятели монастырей обращались в Рос-лавльские леса за нужными им людьми, например, для устроения скитов, монастырей и для улучшения монастырской жизни. Таким образом, Рославльские пустыни сделались как бы рассадниками истинно монашеского духа в России, отсюда выходили иноки и на север, в монастыри Ладожского озера, и на восток тоже - в Сибирские обители, и на юг - в Орловскую, Черниговскую и Курскую губернии. Отлив лучших сил постоянно пополнялся новыми, и Рославльские пустыни не оскудели бы и доныне, если бы не внешние неблагоприятные обстоятельства, о которых речь впереди. Благодаря им Рославльские пустыни, из которых, как из корня, возникла такая известная обитель, как Оптина, сами у себя не создали ни одного монастыря и оскудели народом, хотя пустынножительство не прекратилось там и до настоящего времени. Но теперь это только жалкая тень прежней оживленной деятельности, скрывавшейся в глуши лесов, но проявлявшейся далеко за пределами их.
Смоленскъ.
Типография П. А. Сытина. 1907.
|