Ив. Ив. Орловский. "ПУСТЫННОЖИТЕЛЬСТВО
ВЪ РОСЛАВЛЬСКИХЪ ЛЕСАХЪ": "Истребление" Рославльской пустыни.
Так в официальных бумагах того времени назывались вообще все меры, принимавшиеся администрацией к уничтожению пустынножительства в Рославльских лесах. Мы уже видели обозрения жизни и подвигов пустынников, что пустынножительство вообще не было отрицательным явлением в жизни народа. Напротив, пустынь была школой, из которой выходили сильные, светлые личности, имевшие самое благотворное влияние на религиозное и нравственное воспитание народа и тем самым заслужившие поддержки и поощрения со стороны государства, для которого, конечно, лучше, если его подданные развиваются религиозно и нравственно, чем если они деморализуют в том и другом отношении, развращаются и теряют главные усгои правильной и мирной гражданской жизни. Кому, после этого, было нужно «истреблять» пустыни, кому это было полезно и чем это истребление оправдывалось?
Единственным объяснением и оправданием уничтожения пустынножительства следует признать так называемую «силу обстоятельств», заключавшуюся в новых условиях общественной жизни и государственного строя. Живи наши пустынники в XIII-XIV веках или даже немного позже, их пустыня населилась бы подвижниками, прославилась бы на всю Русь и в конце концов превратилась бы в знаменитый монастырь с богатыми поместьями, грандиозными храмами, в которые бы прибегали со своими молитвами и жертвами богатые и бедные, т. е. она прошла бы тот самый путь, какой прошли все наши старинные монастыри и лавры, основанные искавшими безмолвия и уединения подвижниками. Но в XVIII и XIX веках условия были не те. Прежняя разобщенность областей сменяется стремлением к государственной централизации, к усилению административного единства. Общественная жизнь подчиняется все более и более растущей регламентации. Исчезает прежняя свобода и неустройство, и жизнь во всех своих проявлениях ограничивается строгими рамками, однообразными для всех формами, уставами и законами. С точки зрения нового централизованного государства, пустынники, не приписанные ни к какому монастырю, часто не имевшие паспорта и жившие вне административного наблюдения, были не более как «бродяги», а пустыни их - «самочинными скопищами» и притонами бродяг. Кому какое дело - нравственно или безнравственно живет человек? Когда живая жизнь подчинена внешним формам, эти понятия заменяются другими: законно или незаконно. Если человек нарушает известный для всех обязательный закон, он является врагом установившегося порядка и подлежит суду и наказанию. Существование этого порядка возможно только при применении ко всем одной мерки, одних требований и норм. Применять же особую мерку к каждому отдельному случаю и к отдельному человеку при современном строе государства, этого сложного и громадного организма, немыслимо, так как на место порядка в нем водворится прежний беспорядок и неустройство. Вот почему и рославльские пустынники, хотя сами по себе люди высоконравственные и полезные для общества, подвергались преследованию со стороны администрации как нарушители узаконенных порядков и форм жизни. В XIX веке они были слишком несовременны, им нужно было жить пораньше, веке в XIV-XV.
Первое дело об «истреблении» пустынь относится к 1798 г. Виновником его был вышеупомянутый нами монах Иосиф. Сын дьякона села Хмелита, он «по ревизским сказкам и везде, где следовало, показан был под именем Ивана Исакиева. Но во время происходившего о церковниках разбора он, за глазною с малолетства болезнью, никуда определен не был», и, таким образом, официально его существование не признавалось. Понятно, что он ниоткуда не мог получить себе паспорта, так как никуда не был приписан. Он был просто человек, а государство признавало только официально протканного в книге крестьянина, купца, чиновника, причетника и т. п., а не человека, висящего, так сказать, в воздухе. И вот Иван Исакиев начинает бродить из одного монастыря в другой, в Рославльской пустыни постригается в монахи, но для государства это пострижение, никем не разрешенное, не записанное в книге за номером, совершенно не существует. Под Новгородом обнаруживается его беспаспортность, и его садят под караул. Нижний Земский суд доносит Синоду о пойманном без паспорта монахе.
«По указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод приказал: 1). Как означенный дьяконский сын в монашество пострижен в пустыне, от духовного начальства независящей, и вероятно старообрядческой (?), - а сие доказателыю тем, что и церкви там, кроме часовни, нет, к тому же иеромонахом неизвестным и, вероятно, также каким-нибудь старообрядческим, -то такое пострижение, яко последовавшее в противность духовного регламента и именных Высочайших указов, правильным считаться не может. По происходившему о священно - и церковнослужительских детях разбору он, Исакиев, оставаясь безместным, следовал к отсылке в гражданское правительство, но не отослан единственно якобы за глазной, по показанию его, с детства болезнью, таскаясь между тем по разным местам без всякого письменного о себе вида. И для того его, Исакиева, исключив из духовного ведомства, отослать (и отослан) под светским его именем в Санкт-Петербургское Губернское Правление при указе для рассмотрения и определения о нем, куда годным окажется. 2). По поводу сего преосвященным архиереям предписать (и предписано) указами, дабы они всем находящимся в их епархиях монастырским настоятелям строжайше подтвердили - приходящих в монастыри на богомолье без письменных видов отнюдь не только у себя не держать, но и не принимать, а отсылать таковых в ближайшее гражданское правительство. 3). Из взятого с него, Исакиева, допроса явствует, что в упоминаемой, состоящей Смоленской епархии и губернии, в 70-ти верстах от города Рославля, пустыне, называемой Кулешова Буда, находилось братии человек до десяти, которые, слыша якобы об истреблении сей пустыни, все, оставив ее, потаенно ушли. А сие самое и доказывает, что оная пустыня не что иное есть, как убежище бродяг и других неблагонамеренных людей. Пресечение же таковых злоупотреблений под главным губернских правлений наблюдением возложено на земскую полицию. И для того Вашему преосвященству предписать особо сообщить об оной пустыне в тамошнее Губернское Правление на примечание с требованием, чтобы впредь такие скопища, как служащие к единственному разврату простых людей, отнюдь попускаемы не были».
Указ Св. Синода немедленно был приведен в исполнение. От всех настоятелей монастырей отобрана надлежащая подписка, а в Губернское Правление послано сообщение о Рославльской пустыни с прибавлением показания священника села Троянова Слобода, Иоанна Ставровского, в приходе которого находилась Кулешова Буда. По предписанию Губернского Правления Рославльский нижний земский суд отправил в Кулешову Буду одного из своих членов, капитана Сорнева, но он «никаких монашеских искусников (т. е. послушников) в оной не нашел». Спрошенные же им местные помещики - ротмистрша Татьяна Кулешова, подпоручик Лев Шупинский, прапорщик Платон Кульнев и Трояновский священник Тарновский - показали, в общем, согласно, что они о пустынниках знать ничего не знают, что никаких монахов в их владениях нет, а куда делись, неизвестно. В частности, Т. Кулешова показала, что при жизни ее мужа, Кулеша, у них бывали временно два монаха - один Иаков, а другой неизвестный по имени, - которые хотели было остаться в ее даче, возле сельца Кулешова Буда, на жительство в пустыне, если на то позволено будет им от высшего начальства. Но когда, назад тому другой год, муж ее волей Божьей помер, то она больше тех монахов не видела и не знает, где они, и об их двух послушниках также ничего не знает, да и пустыни никакой у нее нет («и не было», добавляет над строкой перепуганная ротмистрша, забыв, что в начале «показания» она уже упомянула о пустыни). Лев Шупинский категорично показал, что «ни о каких монахах ему неизвестно». Прапорщик Кульнев подтвердил, что уже другой год, как ни в Кулешовой Буде, ни в Чепеницах нет ни монахов, ни их послушников. Тоже подтвердил и священник Тарновский. Таким образом, пустыня временно была «истреблена», хотя окрестные жители не только не жаловались на происходящий от пустынников для «простых людей разврат» (чего опасалось начальство), но, по всей видимости, даже сочувствовали пустынникам и старались своим молчанием отвратить от них беду.
Вскоре после этого «истребления» Рославльские леса опять населились пустынниками. В1806 году им снова угрожала беда, но на этот раздело кончилось ничем. На имя преосвященного Серафима Глаголевского было прислано письмо от лица генерал-поручика и обер-прокурора Комарова, но никем не подписанное. В письме сообщалось о проживающих будто бы в пустыни Кулешова Буда беглых людях. Письмо, показавшееся преосвященному неосновательным доносом, отослано было в Губернское Правление. По справкам в адресном календаре оказалось, что никакого обер-прокурора Комарова не существует, а потому, не придавая письму значения, его приложили кделу 1798 года.
Гораздо больше беспокойства и опасностей угрожало пустынникам со стороны мелкого и крупного полицейского начальства. Оно всегда находило повод к внеза1 н 1ым посещениям пустьи ш под видом ревизии, например, чтобы проверить, исправны ли у пустынников паспорта, не раскольники ли они, не держат ли у себя в качестве послушников беглых крепостных людей и т. п. Особенно участились эти посещения, когда в пустыни поселился отец Моисей и затем его брат Александр, которых молва называла «богатыми московскими купцами». Для полицейских чинов такие пустынники казались настоящим кладом.
«Однажды, - рассказывал отец Моисей, - узнали пустынники, что готовится им напасть -Рославльский исправник вздумал проведать богатых купцов. Что делать? Бежать некуда. Решились остаться на месте и предаться промыслу Божию. И что же? Исправник целый день проездил около них и не мог найти их кельи, хотя с разных сторон весьма близко подъезжал к ним». Вместо отца Моисея исправник отыскал отца Досифея и товарища его, которых и взял под стражу. Товарища Досифеева, имевшего исправный паспорт, вскоре отпустили. (Очевидно, и исправный паспорт не охранял от ареста, хотя и временного). И у отца Досифея было вечное увольнение, но оно от ветхости на сгибах разорвалось. Старец залепил его водой и мукой, а тараканы обточили бумагу. Его посадили в острог, где продержали 3 года. Сначала отец Досифей терпеливо переносил постигшую его участь, а потом стал малодушествовать и подумал: «Неужели мои грехи так велики, что я должен сидеть и слушать речи воров и разбойников?». Тогда явился ему во сне некий муж седовласый и сказал ему: «Посиди здесь еще. Тебе выстроены каменные палаты, но они еще не оштукатурены, а вот как ты здесь посадишь, они совсем готовы будут». Возрадовался отец Досифей и готов был до смерти своей оставаться в остроге. Вскоре узнал о нем преосвященный Смоленский, написал губернатору, и отец Досифей был выпущен на свободу.
Замечательно, что исправник искал отца Моисея и нашел отца Досифея 31-го декабря 18** года, а в Новый год он проиграл все свое состояние до нитки. Не прошло и суток, как постигло его наказание Божье. Не напрасно сказано: «Не прикасайтесь помазанникам Моим и во иророцех Моих не лукавнуйте» (Псалом 104, ст. 15).
Когда нападения усилились, отец Моисей, видя нарушение пустынного безмолвия, решился оставить пустыню. Случай к тому скоро предтавился. Преосвященный Калужский Филарет задумал устроить при Оптиной пустыни скит. Но явилось затруднение - кому поручить устройство и управление скитом? Еще в бытность свою игуменом Свенского монастыря в 1802 году Филарет знал о рославльских пустынножителях, многие из которых, как мы видели, поддерживали тесную связь со Свенским монастырем. Вступив на Калужскую кафедру, он снова услышал о Рославльских пустынях: нередко то тот, то другой из монашествующих его епархии просил у него благословения - побывать, пользы и совета ради, у Екимовичских отшельников. На них то и остановилось внимание епископа Филарета. В это время (в конце 1820 года) Оптину пустынь, проездом из Москвы, посетил отец Моисей. Игумен Даниил тотчас представил его епископу, который стал убеждать старца переселиться в его епархию. Отец Моисей просил времени, чтобы посоветоваться с остальными пустынниками. Провожая отца Моисея, епископ Филарет дал ему письмо на имя старшего из отшельников, отца Афанасия. И вот между епископом и старцами возникла переписка, с которой здесь необходимо познакомиться, так как она представляет внешнее свидетельство авторитетного и высокоблагочесгивого иерарха о рославльском пустынножительстве. В то же время она весьма живо изображает нам личность тех, кого Смоленские власти не иначе называли, как «бродягами, расколоучителями и развратителями народа».
Преосвященный Филарет писал:
«Преподобный отец Афанасий,
возлюбленный о Господе брат!
Брат Ваш, а мой сын по духу, схимонах Вассиан, возвестил мне, что Вы имеете желание, для удобнейшего прохождения подвигов монашеской жизни, избрать себе и с единодушными Вам братьями место при Введенской Оптиной пустыни. То же самое подтвердил и отец Моисей, бывший у меня проездом в Москву. Таковое желание Ваше, считая особенной милостью Божьей к моему недостоинству, я готов принять Вас и других пустынножителей, которых Вы с собой взять заблагорассудите, со всей моей любовью. Я Вам позволяю в монастырских дачах избрать для себя место, какое Вам угодно будет, для безмолвного и отшельнического жития по примеру древних святых отцов пустынножителей. Кельи для Вас будут изготовлены,
как скоро Вы изъявите на то свое согласие. От монастырских послушаний Вы совершенно будете свободны. Уверяю Вас пастырским словом, что я употреблю все мое попечение, чтобы Вас успокоить. Любя от юности моей от всей моей души монашеское житие, я буду находить истинную радость в духовном с Вами собеседовании.
Призывая на Вас благословение Божье и моля Господа Иисуса Христа, да совершит Он благое желание Ваше, с моим истинным к Вам почтением и братской любовью имею радость быть,
Вашего преподобия усерднейший слуга и богомолец Филарет, епископ Калужский.
1820 г., декабря 15 дня,
Оптинская обитель.
P. S. И настоятель теперешний, отец игумен Даниил, очень рад будет пришествию Вашему. Он человек весьма добрый, благоразумный и монахолюбивый. Вы его полюбите».
Прочитав на общем совете письмо преосвященного, отшельники решили последовать его приглашению и поручили отцу Моисею в этом смысле написать преосвященному ответ. Отец Моисей отнесся как к самому преосвященному Филарету, так и к игумену Даниилу письмами следующего содержания:
«Преосвященнейший владыко,
милостивый отец и архипастырь!
Я недостойный, имевший счастье пользоваться Вашей архипастырской милостью, в проезд мой до Москвы и обратно, хотя не полагал никакого намерения переменять свое убогое жилище, кроме таких вин, которые разве невольным бы образом принудили к тому. Но при свидании с честнейшим отцом Вассианом, его любовью и достоподражателыюй жизнью, от основания моего был несколько поколеблен. Когда же сподобился видеть Вашего преосвященства ко мне ничтожному снисходительность и слышать пастырский глас, советующий к моей и прочих выгоде переместиться в уединение при Оптиной Введенской пустыни на скитскую жизнь, совершенно сделался убежден и без сомнения принял сердцем архипастырский совет Ваш за звание Божье, которому я с радостью следовал, уповая на Ваши святительские молитвы и отеческое обо всех нас попечение. Также, соответственно Вашей архипастырской кротости и любви, чувствовал с уверенностью и пречестнейшего отца игумена Даниила добродушие, что весьма привлекает. По возвращении моем до своего жилища, когда письмо Вашего преосвященства вручил я отцу Афанасию и братьям, сожительствующим со мной, все подробно объяснил, какие можно иметь выгоды душевные и безопасность в уединенной жизни при обители, под покровительством Вашего преосвященства, то они все приняли с радостью и объявили себя со мной совершенно согласными. И так, когда воля Вашего преосвященства о принятии нас ни уединенную жизнь есть такова же, как благоволили объявить, то я, нижайший, с братьями моими теперь, единодушно возложившись на волю и промысел Отца Небесного, осмеливаюсь решительно припасть к святительским стопам Вашим и всеусерднейше просить, с истинной преданностью, благоволите, Преосвященнейший владыко, принять нас в Ваше милостивое архипастырское покровительство и на назначенном месте дозволить заняться благодетелю нашему, Дмитрию Васильевичу Брюзгину, нужным приготовлением для скита. Мы располагаемся отсюда выбраться по суху, как только удобно будет ехать. Между тем желательно осведомиться о воле Вашего преосвященства в рассуждение решимости пашей, о чем соблаговолите, милостивейший архипастырь, приказать уведомить нас. Предавая себя всегда Вашей архипастырской воле и святейшим молитвам, имею счастье быть, Преосвященнейший владыко, Милостивейший отец и архипастырь, Ваш всенижайший и покорнейший послушник, недостойный инок Моисей вкупе с братьями. 1-го апреля 1821 года, пустынь».
Игумену Даниилу отец Моисей писал:
«Ваше высокопреподобие,
всепреподобнейший батюшка, игумен Даниил! Благословите! Пользовавшись отеческим приветствием Вашим, побужден изъявить Вашему высокопреподобию мою чувствительную благодарность, а при том донести о себе, что привлекаем будучи архипастырской благосклонностью и Вашей, и отца Вассиана любовью, сердечно соглашался на перемещение, под покровительство его преосвященства и Ваше, в назначаемый при обители Вашей скиток. Но не видевшись со старцами и с сожительствующими со мной братьями, не мог совершенно решиться. Теперь dice, по свидании моем с ними, находя их со мною согласными, решаю совершенно оставить здешнее место и, возложившись на Божий промысел, поступить по воле его преосвященства в назначенный скит, о чем я, нижайший, и имел дерзновение на сей лее почте отнестись к архипастырю письмом, на которое, ежели последует его преосвященства благоволение, то должен посуху отправиться отсюда. Между тем, предавая себя навсегда Вашим святым молитвам и отеческой христоподражателъной любви, о которой предварительно прошу Ваше высокопреподобие всеусерднейше, и с истинной моей к Вам преданностью и высо- копочтением, имею счастье остаться Вашего высокопреподобия
Всенижайший послушник, недостойный инок Моисей с братьями.
2-го апреля 1821 года, пустынь».
Старец Афанасий со своей стороны написал преосвященному письмо, в котором слышатся отголоски настоящих скорбей и будущих чаяний пустынножителей. Отец Афанасий писал:
«Преосвященнейший владыко, милостивый архипастырь и отец!
Я, нижайший и недостойный, сподобившись получить от Вашего преосвященства писание, исполненное архипастырской кротости и особенной к иноческому чину любви, чувствительно тем был тронут и, по малодушию моему и недостоинству, никак не осмелился бы дерзнуть своим до Вашего святительского лица ответом. Но, взирая на великую Вашего преосвященства благосклонность ко всем, принял и я дерзновение написать о себе. Из письма Вашего преосвященства, видев благонамеренное желание устроить при Оптиной Введенской пустыне скит для расположенных к безмолвной отшельнической жизни, по примеру древних святых отцов-пустынножителей, на положение которого благоволили приглашать меня, непотребного, и других свойственных к тому пустынножителей, я, скудоумный, познавая от свидетельств святых мужей и от собственного вмале бывшего искуса пользу безмолвия в небольшой и единодушной дружине, расположен с душевной радостью предать себя Вашей архипастырской воле. Но при сем дерзаю объясниться Вашему преосвященству, что когда благоволит Бог положить начало основанию скита и привести оный в совершенство, желательно, чтобы сие положение жизни могло быть формальным и всегдашним, притом ничем бы не причиняло неудовольствия обители, наипаче же само от оной не колебалось, но обоих жилищ взаимная была поддержка и духовный соблюдался союз любви, что все, без сомнения, зависит от мудрого, по Боге, Вашего архипастырского учреждения и покровительства. С пашей же стороны мы мним быть благонадежными к общей мирности два главных средства: во-первых, чтобы скит, ежели только возможно, имел бы особое содержание посредством боголюбивых душ, не нанося стужения обители о потребностях; и самим, что в силах будем, поделывать, как-то: огородный овощ сажать и рукодельем, каким кто может, по временам от уныния заниматься, уповая наипаче на промысел Божий, что Он не лишит нужного продовольствия. Когда же случится избыток в чем - отдавать в обитель, а недостаток, сколько можно, понести терпением.
Во-вторых, нужно, к общей тишине, не допускать входить в скит мирских лиц, любопытством побуждаемых, иначе не можно иметь безмолвия. Из обители же братиям по нужде приходить, с благословения начальства, в субботу или в воскресенье, а прочие бы пять дней пребывать в совершенном от всех безмолвии.
На таком учреждении, паче же на Вашем архипастырском, уповаем пользоваться отшельнической жизнью, на которую когда решительно поступит собрат наш, отец Моисей с присными своими братьями и со старцами, то с любовью и я последую за ними. Только признаюсь Вашему преосвященству в немощи моей, что я не могу вместить иеромонашеской должности и начальнической и согласен быть наравне с монашествующими. Впрочем, повергая себя к святительским стопам Вашим, с совершенной преданностью испрашиваю Вашего архипастырского благословения и молитв, на кото-
I рые сердечно уповаю.
Преосвященнейший владыко, милостивый отец и архипастырь!
Ваш всенижайший послушник, недостойный иеросхимонах Афанасий.
1-го апреля 1821 года».
Преосвященный Филарет немедленно почтил старца Афанасия следующим письмом:
«Преподобный отец, иероехимонах Афанасий!
Любезный о Господе брат!
Душевно я порадовался, что Господь Иисус Христос вложил в сердце Ваше благую мысль о водворении Вас с братией при Оптиной обители. По желанию Вашему я препоручил отцу игумену Даниилу отвести приличное и весьма удобное для скитской жизни место, на монастырской пасеке, и дозволить усердному благодетелю, купцу Брюзгину, строить кельи. Когда Вы с братией прибудете к нам, тогда формальным образом учредим и правила для скитского жития по мыслям Вашим и по духу святых пустынножителей. Безмолвие Ваше будет ограждено как со стороны братии монастырской, так и со стороны мирских людей.
По получении известия о прибытии Вашем, я сам поспешу видеться с Веши, чтобы взаимным советом совершить сие благое и богоугодное дело.
Призывая на Вас и на боголюбезную братию Вашу благословение Божье, с искренней моей к Вам любовью навсегда имею пребывать,
Вашего преподобия усерднейший слуга и брат,
Филарет, епископ Калужский
Отцу моему прошу свидетельствовать мою любовь. Я очень благодарен за его ко мне писание. Особенно к нему не пишу, ибо уверен, что у вас едино сердце.
24 апреля 1821 года».
После этого письма старцы стали готовиться к отъезду из пустыни. Не все, однако, решились оставить дорогие сердцу леса и переменить привычное, освященное временем и подвигами прежних пустынников безмолвие их, со всеми его опасностями и лишениями, на спокойную и безопасную скитскую жизнь под покровительством монахолюбивого епископа. К переезду приготовились отец Моисей, отец Антоний и два преданных им монаха, Иларий и Савватий. Не без душевной борьбы, конечно, приняли они свое решение. Все старцы одинаково любили свою пустынь, у всех было «едино сердце». Но в то время как одни, ввиду усилившихся нападений полиции, ясно понимали всю невозможность «переть против рожна» и предчувствовали близость полного «истребления» пустыни, другие, более сжившиеся с пустыней, опасаясь не найти безмолвия в скиту возле известной, посещаемой народом Оптиной обители, предпочитали остаться в пустыни, в надежде, что, по милости Божьей, предстоящие гонения потревожат их и минут также бесследно, как миновали все бывшие прежде.
3-го июня 1821 года четыре старца, помолившись Богу, со слезами распрощавшись с пустынью и своими сожителями, отправились на крестьянских телегах в путь, хотя и не особенно далекий, но полный томящей неизвестности относительно будущего. Отец же Афанасий и отец Досифей с учеником своим Дорофеем остались на месте, предоставляя дальнейшее устройство своей судьбы на волю Божью, решив выжидать известий от своих собратий о положении дел на новом их местожительстве.
Так началось распадение «малой, но единодушной дружины Еки- мовичских отшельников». Оставались еще по лесам одт ючные отшельники, но гонения со стороны полиции заставляли их одного за другим удаляться из пустыни. В 1823 году оставил пустыню отец архимандрит Геннадий. В 1824 году была разорена пустыня в Байгорах, а в 1825 году дошла очередь и до Екимовичской пустыни.
Судя по консисторскому делу 1824 года о монахе Арсении и по данным дела Рославльского земского суда 1825 года о разорении Екимовичской пустыни, гонения обоих годов тесно связаны между собой и исходили из одного источника. Кому-то нужно было оклеветать пустынников, представить их развратителями народа, который во всем готов следовать их советам. Клеветники не предоставляли никаких доказательств истинности своих слов, очевидно, главная причина доносов была не в поведении пустынников, а в том, чтобы хотя на время устранить их с места жительства: здесь они кому-то мешали в достижении собственных целей. Дело в 1824 году началось по доносу отставного прапорщика Лошакова, помещика Ельнинского уезда. Явившись к Смоленскому вице-губернатору Гавриле Селитскому, Лошаков сообщил, что около деревни Остров (Даниловичского прихода), Ельнинского уезда, проживают какие-то неизвестные люди, один под именем монаха Apcei гия, другой вроде его послушника, и что они «ведут жизнь, несообразную монашеству, погружаясь во всех непотребствах», - каких именно, Лошаков не пояснил. Он только просил вице-губернатора «оградить силой законов православных христиан от предосудительней- ших развратов, от тех бродяг происходящих, и если который-либо из них пойман будет, то, допросив и сделав о поведении его повальный под присягой в той стороне, где они жили, обыск, поступить с ними по силе законов».
По предписанию вице-губернатора из Смоленска, вместе с Л оша- ковым был отправлен (19 июля) квартальный надзиратель Кублицкий, который, взявши с собой по дороге Ельнинского заседателя Клечковского, явился в пустынь, где проживал Арсений. Келья его находилась на правом берегу Десны, в местности, называемой Лундежь, немного ниже «Фабрики», в двух верстах от деревни Остров. Так как в келье следователи не нашли никого и никакого имущества, то они вместе с Лошаковым вернулись в Остров. Здесь крестьяне рассказали им, что Арсений накануне проходил через деревню. «Только я вознамерился было выехать из оной, - доносил надзиратель, - как увидел идущего около деревни сказанного монаха. Когда оный, усмотрев нас, хотел скрыться, я, употребляя к поимке его всевозможные меры, догнал его и, осмотрев, при нем нашел бумаги, паспорт и свидетельство, выданные ему из Орловского городового магистра. Когда же я спрашивал у него о послушнике, при нем находившемся, где таковой, то он, Арсений, мне отозвался, что им отпущен назад тому две недели и где ныне находится, он не знает». Повального обыска о поведении Арсения квартальный не делал, и в дальнейшем производстве дела не встречается ничьих показаний об этом, так что заявление Лошакова о «непотребствах» отшельников ничем не подтвердилось и осталось голословным, хотя на это никто не обратил почему-то внимания. Точно также не оправдалось утверждение Лошакова о бродяжничестве Арсения, так как его все документы оказались при нем в исправности. Именно: 1) свидетельство Орловского наместнического правления 1794 года на беспрепятственное поступление его в монашество, так как он, по донесению магистрата, уволен посадским обществом «в монашеский чин» с обязательством общества платить за него повинности; 2) паспорт от Орловского городового магистра 1805 года с хорошим отзывом о предъявителе его и с увольнением его «для поступления его в монашеский чин в великороссийские и малороссийские монастыри и пустыни или где ему заблагорассудится жить»; 3) паспорт 1806 года из Московского губернского правления на проход границы для путешествия на богомолье в Иерусалим. В 1817 году паспорт этот явлен Арсением в Ельнинском нижнем земском суде, и на нем сделана надпись о дозволении предъявителю оного «свободного проживания в даче сельца Сырокоренья (Даниловичского прихода) с ведома владельца Лесли».
Самый подозрительный полицейский не мог бы придраться к человеку с такими «чистыми бумагами». Но Кублицкий поступил иначе. Не объясняя своих действий, он доносит: «Которого монаха Арсения доставил я в здешнюю градскую полицию и сдал под присмотр оной, а отобранные у него бумаги при сем Вашему высокородию почтеннейше представляю с присовокуплением таковым, что из числа полученных мной прогонных денег, двадцати рублей, израсходовано 11 р. 20 к., а 8 р. 80 к. при сем предоставляю. Июля 27 дня 1824 года».
Чем объяснить поступок квартального надзирателя -аресг человека, ни в чем не провинившегося и имевшего все необходимое для удостоверения его личности? Так как в дальнейшем производстве дела нигде не указано законных оснований к аресту Арсения, то остается предположить, что Кублицкий действовал произвольно, по незнанию законов, а также, вероятно, под влиянием Лошакова. Личность Лошакова не ясна: он даже не подписал на доносе своего имени и отчества и перепутал числа: донос подписан 28 июля, а надзиратель послан 19 июля. Это - не муж Лошаковой, ибо она была в то время вдовой. По исповедным росписям за 1824 год, в семье Е. А. Лошаковой (53 лет) числилось три взрослых дочери и один сын 32-х лет, Иван Евгеньевич. По рассказам местных старожилов, крестьян и помещиков, Иван Евгеньевич был «вроде дурачка», или, по выражению крестьян, «повернувшийся». Когда мать его умерла, а имение перешло в чужие руки, он бродил с места на место или жил из милости у соседнего помещика, генерала И. И. Лаврова. Один старик рассказывал, что он приходил на сахарный завод Мельникова в камзоле вроде медвежьего, все записывал в книжечку и говорил, что «это все мое». Ребятишки ходили за ним толпами и дразнили, крича: «Избави нас Господи, от огня и меча, и Ивана Евгеньевича», а Лошаков выходил из себя, бранился с мальчишками и гонялся за ними. Таким помнят его старики в 40-е годы, когда ему было лет под пятьдесят. Несомненно, этот Иван Евгеньевич доносил в 1824 году на Арсения, ибо другого «помещика Лошакова» в то время в Даниловичах не было. Можно теперь догадаться и о причине доноса Лошакова. Имение отца досталось не ему, хотя он был прямой единственный наследник его после смерти матери. Не отличался ли он и в юные годы странностями, и не было ли уже тогда, при жизни его матери, решено, что ему нельзя отдать имения? А между тем он сознавал свои права на наследство и даже в старости твердил, что «это все мое». Монах Арсений, пользовавшийся расположением его старушки матери, которая снабжала его пропитанием, мог показаться Ивану Евгеньевичу опасным соперником, а мать - расточительницей отцовского имущества в пользу монахов и монастырей. Этого достаточно, чтобы Лошаков («отставной прапорщик» в 30 лет) отправился к губернатору с доносом на пустынников и изобразил их «развратителями» окрестного населения. Как увидим, Арсений, по отзыву вполне достойного доверия лица, епископа Филарета Калужского, был человек благочестивой жизни. Это еще больше уверяет нас, что Иван Евгеньевич оклеветал его по слабоумию и личной неприязни или по наущению со стороны.
На допросе при смоленской полиции Арсений откровенно рассказал свою жизнь до 1824 года, причем не скрыл, что в лесу Лошаковой у него в келье были в разное время четыре послушника: карачевский мещанин Тимофей, московский мещанин Петр, борисоглебский мещанин Афанасий и путивльский мещанин Максим - все с письменными, подобными его, видами. Во время же пребывания его в лесу Лесли, возле Сырокоренья, был у него послушником вольноотпущенный города Ртищева человек еда] шой ему от своего господина отпускной, о которой он, Арсений, объявлял Ельнинскому заседателю Романовскому. А о тех четырех нигде не объявлял, равно и о себе по духовной части не объявлял, а только по светской, в Ельне в 1817 году. Противозаконных поступков он не совершал и без письменных видов у себя никого не держал. На вопрос, не знает ли он в Рославльских лесах других пустынников, подобных ему, Арсений отвечал, что не знает, а только года два назад виделся в доме А. А. Броневской (в Екимови- чах) с иеромонахом Оптиной пустыни Феофилактом, ныне живущим в Боровском Пафнутиевом монастыре. От Лошаковой же слышал, что о Феофилакте были поиски (очевидно, в это время последние Рославльские пустынники, притесняемые полицией, стали оставлять Рославльские леса).
После допроса Арсения посадили в острог впредь до решения вопроса, какому ведомству разбирать его дело. Светское ведомство, не находя оснований к обвинению Арсения и считая его дело «более относящимся к духовному правительству», отослало все производство об Арсении и его документы на имя архиерея. Консистория же решила, что это дело «подлежит рассмотрению гражданского правительства», и возвратила все бумаги губернскому правлению. Консистория основывалась на том, что у Арсения нет никакого свидетельства о пострижении его в монахи, в документах же он называется не Арсением, а посадским человеком Алексеем Кирилловым. Арсений в своем показании утверждал, что он пострижен в 1797 году на Афоне, в келье святого пророка Ильи. Свидетельство же о пострижении у него было украдено в Молдавии, по дороге в Россию. Консистория решает, что этому верить нельзя за отсутствием письменного документа, забывая, что утерянный документ не может быть предъявлен ей. Арсений приводит живых свидетелей своего пострижения: иеромонаха Макария, постригавшего его, проживающего в Курской Софрониевой пустыни, и старца Василия, воспринимавшего его от Евангелия, проживающего в Рыхловском монастыре Черниговской губернии. Эти лица еще живы, стоит сделать им запрос, и они подтвердят факт его пострижения. Но консистория вместо этого выписывает «на справку» два указа Св. Синода: 1) 1774 года-«впредь бежавших из России и постригающихся за границей и по пострижении в Россию выходящих монашества лишать и оставлять их в ведомстве светских команд». 2) 1783 года - «где окажутся вышедшие из-за границы или из раскольнических скитов бывшие до побега своего иеромонахи или иеродиаконы, или постриженные в расколе монахи с письменными от светской команды видами и с желанием о присоединении их к православной церкви и при том просить будут о признании их в монашестве, то всех таковых по оному их желанию присоединять к церкви святой немедленно. Что же касается до возвращения им чинов, то о том представлять Святейшему Правительствующему Синоду и до получения указа в те чины не производить».
Первая статья, как видим, говорит о беглецах, вторая - о раскольниках. Но Арсений беглецом не был и не мог им быть, ибо уволен был своим обществом еще в 1794 году для поступления в монахи, и на нем никаких общественных повинностей не числилось. Не был он и раскольником. Следовательно, гораздо умнее было вместо выписывания на справку этих статей, совершенно к делу не относящихся, справиться об Арсении у показанных им живых свидетелей его пострижения.
Консистория этого не сделала, и Арсений продолжал сидеть в остроге.
И вот он вспомнил о покровителе отшельников, епископе Филарете, и решил послать ему письмо из острога.
«Преосвященнейший владыко, милостивейший архипастырь! - писал он.
Уповаю, что Вы еще не истребили из памяти своей бывшего Орловского гражданина Алексея Никитина, сына Кириллова, а в монашестве Арсения, ныне страждущего под игом несчастья и содержащегося в городе Смоленске под стражей в темнице. По отъезде моем из дому Вашего преосвященства, когда мы возвращались из Москвы с отцом Амвросием, строителем Белобережским, имел по сие время жительство уединенное и спокойное Смоленской епархии Ельнинского уезда в лесу помещицы Е. А. Лошаковой. Но ныне, по навету злых людей, или паче по злобе самого ненавистника рода человеческого, дьявола, оклеветан я одним дворянином пред Смоленским губернатором как беглый и неимущий вида, который через полицию взял меня под стражу, где и теперь нахожусь. Я отдал вопрошающим меня судьям мое из общества и свидетельство из наместнического правления, коим они не доверяя, требуют еще свидетельства на мое постриэ/сение в монахи. Но как небезызвестно Вашему преосвященству, что я пострижен не в России, по во святой Афонской горе, и хотя имел оттуда свидетельство, но к несчастью моему оное, когда я возвращался из Афонской горы в Россию, украдено у меня в Молдавии. И я, не имея чем совершенно уверить судей, представил им очевидных, неложных, а моэ/сет быть небезызвестных и Вашему преосвященству свидетелей моего пострижения: иеромонаха Макария, который меня и постригал, еще старца Василия, учителя моего, и дома Вашего преосвященства казначея иеромонаха Павла, который лично может переговорить Вашему преосвященству о действительном моем пострижении на Афонской горе. Но не знаю, примут ли судьи свидетелей, показанных мною, за истинных и будут ли посылать к ним справку, аяидо сих пор нахожусь в темнице и, не предвидя никакой надежды к скорому освобождению, дерзнул, недостойный, из заточения моего возопить к вашему преосвященству.
Преосвященнейший владыко, милосердный отец, покровитель и заступник неповинных! Призри на страждущего в темнице бедного
Арсения, облегчи, сколько возможно, тяжесть претерпеваемого мною бедствия, так как я, привыкший к уединению, содержусь ныне в темнице общенародной, где находятся люди обоего пола и разного состояния и где соблазны окружают меня отовсюду. Благоволите, Преосвященнейший владыко, принять на себя труд уведомить письмом здешнего преосвященного Иосифа о действительном моем пострижении во святой Афонской горе и умолить его, дабы он, хотя под стражей, взял меня до окончания дела из темницы в какой-либо находящийся в Смоленске монастырь. Итак, Преосвященнейший владыко, будучи уверен, что Вы не перенесете равнодушно столь жестоко нанесенного мне удара, вредящего здоровье мое, как телесное, так и душевное, но примете надлежащие меры к ограждению оного, и, питая себя сладкой надеждой, если и пребуду навсегда Вашего преосвященства нижайший раб и богомолец, ученик старца Василия монах Арсений».
Надежды Арсения оправдались. «Монахолюбивый» епископ Филарет, которому впоследствии император Николай дал название «Милостивого», немедленно по получении письма Арсения обратился к Смоленскому епископу со следующим письмом:
«Преосвященнейший владыко!
Милостивейший архипастырь!
Хотя очень давно не имел я случая беседовать с Вашим преосвященством, но сердце мое никогда не переставало почитать и любить Вас искренно. Зная доброе расположение Ваше к ближним, в полной надежде поручаю милосердию Вашему одного из меньших братий, монаха Арсения, который содержится в остроге в Смоленске. Для сведения Вашего преосвященства прилагаю при сем письмо его ко мне. Ваше преосвященство изволите из него увидеть, чего сей бедняк просит. Я его давно знаю как человека, ищущего спасения. Но ошибка его в том состоит, что он доселе не приписан ни к какому монастырю, а жил в пустыне. Он действительно был в Афонской горе и там пострижен в монашество, и все, что он пишет, есть истинно. Кажется, очень можно Вашему преосвященству дать ему убежище в каком-нибудь монастыре Вашей епархии до решения о нем дела. Когда будет в Калуге достопочтенный наш генерал-губернатор, я его попрошу, чтобы облегчили его участь и ускорили решением дело.
Поручая себя святым молитвам Вашим, с искренним почтением и братской любовью имею честь быть Вашего преосвященства, .милостивого государя, покорнейший слуга, Филарет, епископ Калужский.
1824 года, августа 7 дня, Калуга».
Почта в то время ходила медленно, и письмо епископа Филарета было получено епископом Иосифом 19 августа. А 17 августа губернское правление уже постановило отослать Арсения по этапу (!?) в Орловское губернское правление «па зависящее распоряжение). Письмо епископа Иосифа, к счастью, застало Арсения еще в Смоленске, почему он и был отослан 21 августа в консисторию, в распоряжение епископа. Консистория дала Арсению проходной билет до Орла, а дело его отослала в Орловское губернское правление.
Преосвященный Филарет между тем продолжал хлопотать об Арсении. Увидевшись с генерал-губернатором, князем Николаем Николаевичем Хованским, он просил его отпустить Арсения для помещения в какой-нибудь смоленский монастырь. Если же епископ Смоленский не согласится, то прислать Арсения в Калугу - он охотно примет его на свое поручительство.
Хованский сделал соответствующее «предписание» Смоленскому губернатору, Иоассону Семеновичу Храповицкому; губернатор пишет архиерею бумагу, в которой, подробно излагая это предписание, просит епископа взять Арсения в монастырь. В случае же несогласия отослать его «приличным образом, а не так, как преступника» (т. е. не по этапу) в Калугу к преосвященному Филарету. В заключение губернатор просит епископа уведомить его о своем решении для донесения его сиятельству.
Губернатору отвечено, что Арсений отправлен в Орел с билетом от консистории, «дабы следовать ему прямо по тракту, на срок, генеральным регламентом положенный, отнюдь не проживая нигде праздно, и по прибытии явиться ему в Орловское губернское правление». Это было в начале сентября. А в апреле 1825 года консисторией было получено из Орла уведомление, что бумаги Арсения отосланы губернским правлением в Орловский городовой магистрат. Где был в это время Арсений и в чем кончилось его дело, неизвестно. Умер же он в 1844 году в Белобережской пустыни.
Вслед за Арсением были взяты под стражу и Екимовичские пустынножители, одни в 1824 году, другие в следующем 1825 году. О причинах гонения на них в Екимовичской летописи рассказывается следующее.
В 1817 году умер владелец сельца Kpacная Слобода, отставной гвардии поручик Стефан Фомич Повало-Швыйковский. Так как он был человек холостой и не имел близких родственников, то перед смертью пригласил к себе своего соседа, помещика Федора Васильевича Гильделыланца и назначил его своим душеприказчиком. В качестве свидетелей при составлении завещания он пригласил Александру Афанасьевну Броневскую и купца Якова Ивановича Клюева, арендовавшего в это время лесную дачу у Швыйковского. Сущность духовного завещания состояла в том, «чтобы весь капитал, оставшийся по смерти Швыйковского, употребить на строившийся уже в сельце Екимовском храм». Крестьян своих Швыйковский отпускал на волю, предоставляя в их пользу все свои земли и угодья. Единственной своей родной сестре он отдал то свое имение, в котором она жила в Дорогобужском уезде. Как только умер Швыйковский, дальние его родственники из Дорогобужского и Вельского уезда предъявили свои права на наследство и начали оспаривать его духовное завещание. Завелось продолжительное сутяжное дело. Купец Клюев, как человек пришлый и коммерческий, притом незнакомый с юридическими тонкостями, не стал вмешиваться в это дело и, по окончании срока аренды, удалился из этой местности. Гильдельшанец долго ратовал за истину, но не мог устоять против соединенной неприязненной силы наглых наследников. Одна только Броневская твердо отстаивали истину и доказывала всем последнюю волю Швыйковского.
В это время сестра покойного, узнав о процессе по имению ее родного брата и не желая в свою очередь уступать братнее имение кому- либо из отдаленных родственников, подыскала опытного в ведении судебных дел человека и дала ему от себя полную доверенность для оспаривания претензий истцов. Но этот человек оказался обманщиком. Прибыв в Екимовичскую местность и ознакомившись с положением дел, из корыстных целей вошел в соглашение с искателями наследства, придумал следующее. Он отправился в Смоленск и, в силу дан-
ной ему госпожой Швыйковской доверенности, совершил от ее лица купчую, по которой будто бы Швыйковская продала ему свою долю из имения брата, а остальное все должно было поступить в пользу наследников. Тогда Гильделынанец, руководимый советами пустынника архимандрита Геннадия, «весь этот юридический хаос предоставил в волю Божью и распоряжение правительства». Наследники общими силами стали опровергать духовное завещание Швыйковского и успели в этом. А чтобы заградить уста Броневской, они, сверх других нечистых приемов, прибегли к клевете, распуская слухи, будто Броневс- кая была близка Швыйковскому и сделала подложное завещание. Наконец, желая как можно больше запутать дело привлечением к нему посторонних лиц и обстоятельств, донесли, что Броневская «держит в своих лесных дачах неизвестных подозрительных лип (т. е. пустынножителей), что эти люди, для своих темных целей и внушили ей мысль под делать духовное завещание в таком направлении, чтобы капиталами, по возможности, воспользоваться им, пустынножителям, а крестьян сделать вольноотпущенными, чтобы они, сознавая такое великое для них благодеяние, давали полную свободу жить отшельникам в соседних лесах».
Вследствие такого доноса власти Рославльского земского суда стали преследовать и забирать в Екимовичских лесах всех пустынножителей и заключать их в рославльский острог. Это было в 1825 году. Пустынникам приходилось сидеть в остроге по году и более. По снятии с них допроса их рассылали в разные стороны: приписанных к монастырям - в их обители, а остальных - на родину или к месту приписки. Так, отца Афанасия при отношении от 18 октября 1825 года суд препроводил в Свенский монастырь. Отец Досифей, выпущенный из тюрьмы лишь в октябре 1827 года, отправлен был в Оптину пустынь. Архимандрит Геннадий вернулся в Орел и был определен в Площанскую пустынь, а старец Авраамий перешел в Жиздринские леса. Одному только отцу Дорофею удалось как-то из острога вернуться в Рославль- ские леса. Но он поселился уже не в Екимовичской пустыни, а в верстах в 15 от нее, в имении помещика Брейера.
Так прекратилось пустынножительство в Рославльских лесах. Мы видели, что со стороны современников существовало двоякое отношение к пустынножителям. Одни видели в них образец нравственного совершенства, шли к ним поучиться христианскому смирению и благочестию, дорожили их общением и призывали их на ответственные посты наставников и руководителей целых общин. Другие смотрели на них, как на подозрительных людей, бродяг, развратителей народа, и приписывали им самые темные действия и нечестивые побуждения. Первого взгляда держались люди строго нравственной жизни, мудрые и опытные старцы, настоятели монастырей, простой народ и лучшие люди из общества, а во главе всех приснопамятный епископ Филарет; второго -анонимные доносчики, господа вроде Лошакова, полицейские чиновники, приказные и дореформенные судьи, искатели наследств дальних родственников и во главе их какое-то опытное в юридических тонкостях лицо. Первым выгоднее было сохранить пустыни, вторым - «истребить». В конце концов, дух истребления одержал победу.
|