И.И. Орловский.
Дьячок - партизан.
Девятого июля 1812 года император Александр I, будучи в Смоленске перед нашествием Наполеона, издал на имя епископа Иринея рескрипт о том, чтобы он вместе с подвластным ему духовенством убеждал всех жителей, «совокупляясь вместе, вооружаться чем кто может, дабы, не давая никакого пристанища врагам, везде и повсюду истреблять их, и вместо робости, наносить им самим великий вред и ужас». К тому же приглашал всех жителей и главнокомандующий Барклай-де-Толли в своих двух прокламациях от 21-го июля на имя смоленского губернатора и дворянства. «Просите обывателей, - писал Барклай губернатору, - вооруженной рукой напасть на уединенные части неприятельских войск, где оных увидят». Всех жителей вообще Барклай убеждает: «вооруженные, в домах своих истребляйте неприятеля мечем и пламенем, да каждый шаг злодея будет омыт его кровью» и т. д. Такие энергичные воззвания, прочитывавшиеся на площадях и в церквах с соответствующими внушениями и наставлениями, скоро возымели свое действие: началась так называемая «народная война». Все сословия русского народа в этой войне выставили немало своих представителей, называвшихся партизанами. Имена этих партизанов, не только главных, как Давыдов,
Фигнер, Сеславин, но и таких, как гжатская «старостиха Василиса», давно уже получили право полного гражданства в «русских хрестоматиях». До сих пор только не было известно, кажется, ни одного имени партизана из среды духовного сословия. Случайно нам удалось найти указание на то, что и духовенство не отстало от других сословий в народной войне, но также выставило из своей среды партизана, именно рославльского дьячка Савву Крастелева.
Среди массы прошений о пособии на имя архиепископа Феофилакта Русанова, присланного в Смоленск для «устройства разоренной епархии», в архиве Смоленской консистории хранится и следующее прошение вдовы священника села Новорезанова, Рославльского уезда, Ирины Крастелевой:
«Сын мой родной, города Рославля Пятницкой церкви дьячок, Савва Крастелев, во время бывшего неприятельского французского войска в прошлом 1812 году в Российских пределах, горя любовью к отечеству и вследствие изданного высочайшего об истреблении неприятелей указа согласясь с прочими рославльскими жителями, сделали ополчение против неприятеля сами по себе; многих из неприятельского войска мародеров побивали на месте и брали в плен, чему продолжалось время один с половиной месяц. Наконец, преследуя неприятеля, когда по случаю темноты ночи расположились ночевать в деревне Козловке, от города Рославля в 50-ти верстах, где почти беспрестанно мародеры были, то по извету тамошних приказчиков и крестьян, данному французам, в недальнем расстоянии скотный двор занимающим, прибыв их весьма превосходное число, тогда ж в ночь и там с прочими убили моего сына, вышеозначенного дьячка Савву, сняли с него все имеющееся на нем одеяние, отобрали деньги, лошадь и прочее, о которых вашему высокопреосвященству подробный отчет прилагается.
Я, имея только единственную надежду на сего моего сына, к пропитанию себе при старости моих лет, ныне и оной лишилась. Ваше высокопреосвященство нижайше прошу, по случаю неимения ныне пропитания, и как прочие таковые оставшиеся после убитых неприятелем родственники получили по высочайшему соизволению из казны сумму, то и я нижайше осмеливаюсь с сим к вашему высокопреосвященству прибегнуть: о отношении, куда следует, к удовлетворению и меня за таковой же понесенный убыток учинить вашу архипастырскую резолюцию. К сему прошению вместо вышеписанной просительницы, вдовы священника Ирины Крастелевой, за неумением грамоты, по личному ее прошению, руку приложил Рославльской Пятницкой церкви дьячок Михаил Орловский. Июля 1813 года.
Реестр.
Денег 200 рублей, лошадь с прибором 150 рублей, ружье 25 рублей, сабля 10 рублей, пара пистолетов с патронташем 25 рублей, пика
5 рублей, куртка с шароварами плисовая 25 рублей, фуфайка 5 рублей, рубашка 2 рубля, сапоги 3 рубля, платок шейный, жилет и картуз 15 рублей.
Что действительно означенной просительницы сын, дьячок Савва Крастелев, находился с другими городскими жителями в ополчении и убит, в том свидетельствуем:
Рославльский городничий Митрофанов, городской голова Иван Полозов, бургомистр Никита Шевердин.»
Из присланной для раздачи пострадавшим от неприятеля епархиям суммы 100000 рублей, смоленскому духовенству и церквам роздано было 45 тысяч. Раздавали по составленным благочинными спискам в несколько приемов: на пропитание вообще от 10 до 50 рублей, на одежду и обувь тоже, на постройку домов от 100 до 600 рублей и на обсеменение полей от 30 и до 80 рублей. Несколько раз представлялись списки лиц, пропущенных в прежних списках. При составлении списков и раздаче пособий не обходилось без злоупотреблений. В архиве хранится множество жалоб на благочинных, которые записывали в число пострадавших от пожара лиц своих родственников, дома которых «и не думали гореть», пропускали имена тех, кто действительно лишился дома и имущества; полученное пособие раздавали у себя в доме, наедине с просителем, в отсутствие членов духовных правлений, с вычетом из ассигнованной суммы в свою пользу и т.д.
Получила ли что-нибудь мать бедного дьячка Саввы, мы, несмотря на тщательные поиски в списках лиц, которым пособие было назначено, никаких сведений об этом не нашли.
Статья опубликована в альманахе Ростиславль №3 в 2005 году.
|